В ближайшее время в России может заработать новая система авторских
отчислений с компаний, ввозящих в нашу страну записывающее оборудование
или чистые носители. Об этом сегодня журналистам рассказал председатель
совета директоров Российского авторского общества (РАО) Сергей Федотов.
В скором времени государство должно объявить конкурс на аккредитацию
организации по управлению правами «в сфере прав авторов, исполнителей и
производителей фонограмм на воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных
произведений в личных целях». «Пользователь, копируя фильмы или музыку в
бытовых условиях с лицензионных дисков на чистые носители – «болванки»,
по сути создает контрафакт, – объясняет Сергей Федотов. –
Правообладатель, таким образом, ничего не получает, но и отследить это
также невозможно. Поэтому во многих странах была принята так называемая
система компенсаций». Когда в страну ввозится некоторое бытовое
оборудование, позволяющее записывать музыку или кино, а также чистые
носители для записи этого контента, на таможне взимается определенный
процент. Дальше полученные средства распределяются по правообладателям.
Это достаточно широкий пул авторов, среди которых исполнители,
режиссеры, композиторы и т. д.
Пока в нашей стране эта норма не работает, потому что нет
аккредитованной организации по этому виду деятельности. В конце прошлого
года три общественные организации – Союз кинематографистов России, РАО и
Всероссийская организация интеллектуальной собственности – вышли с
инициативой к государству о создании новой структуры, которая будет
специально заниматься работой с записывающим оборудованием и чистыми
носителями.
Если эта система заработает, она принесет России только от сборов на
таможне сотни миллионов долларов, полагает г-н Федотов. Определенный
процент этих средств будет расходоваться на нужды отечественной
культуры. Будет создан специальный фонд с участием правообладателей и
деятелей культуры, а деньги пойдут на социально значимые проекты. Таким
образом, данная аккредитация позволит получить новый источник
внебюджетного финансирования нашей культуры, считают в РАО.
По итогам 2009 года РАО, несмотря на мировой экономический кризис,
собрало на 28,6% больше авторских вознаграждений, чем годом ранее, –
2,777 млрд рублей.
|