Если на Новый год есть «Ирония судьбы, или С легким
паром!» и ее смотрят миллионы людей несколько десятилетий подряд, то
на 8 Марта у нас любят два фильма: «Любовь и голуби» и «Служебный
роман». Каждый год два главных госканала страны показывают оба фильма в
канун женского праздника. Они лишь меняются ролями, кому что
достанется в очередной раз. Бессмертный киношлягер «Любовь и
голуби» Владимира Меньшова 7 марта на «Первом канале» в очередной раз
посмотрело почти 25% телевизионной аудитории. Как в Москве, так и в
других городах страны. Полное единодушие в выборе зрителей. Это самый
высокий показатель доли (количество зрителей от всех смотревших в тот
момент телевизор) за всю неделю среди всех телепроектов. Рейтинг
комедии составил 8,4%. То есть почти каждый 12-й житель страны. А на
следующий день, 8 марта, днем «Первый» еще раз повторил «Любовь и
голуби». И еще около 17% зрителей посмотрело или пересмотрело этот
фильм. Не исключаю, что это могли быть одни и те же зрители, как раз из
той четверти телевизионной аудитории, поскольку смотреть «Любовь и
голуби» можно в любой момент с любого фрагмента. Ну а
«Служебный роман» Эльдара Рязанова в этот раз 8 марта показывал канал
«Россия 1». Причем минута в минуту, одновременно с ним на «Первом
канале» начался еще один многолетний традиционный рейтинговый хит —
«Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая. В этот раз Гайдай проиграл
Рязанову. Женская половина зрителей была в явном большинстве. И вновь
который раз миллионы людей выбрали историю любви Людмилы Прокофьевны
Калугиной и Анатолия Ефремовича Новосельцева. «Бриллиантовую руку» в
Москве посмотрело всего 15,7% аудитории, «Служебный роман» — 22%. Причем
рейтинг последнего был очень высоким — 9,2% (каждый 11-й москвич). А
общероссийские показатели фильма Эльдара Рязанова были еще выше: доля
23,5% и рейтинг 9,3% (у гайдаевской комедии доля — 19,3% и рейтинг —
6,8%). «Служебный роман» стал самым популярным телепроектом в Москве на
неделе с 7 по 13 марта. Не стоит думать, что 8 марта
«Служебный роман» смотрят только те, кому глубоко за 40 и старше… Среди
россиянок от 18 до 30 лет этот фильм 8 марта также имел большой успех.
Около 24% молодых женщин, находящихся у телеэкрана, выбрало «Служебный
роман» на «России 1». Эльдар Рязанов действительно снимал фильмы на
все времена для любых возрастов. И еще об одном телесюрпризе 8
марта. Не знаю как с точки зрения подарка для женщин, но с точки зрения
политической сатиры с ним попали абсолютно в точку. Речь идет о
канале…СТС. Уж кого-кого, а этот канал меньше всего можно было бы
заподозрить в каких-то политических провокациях. СТС, начисто лишенный
общественно-политической составляющей, аккуратный, гладкий, вполне
добропорядочный канал, после полуночи 8 марта, что называется, вольно
или невольно оттянулся на тандеме. Образы Владимира Путина и особенно
Дмитрия Медведева очень смешно предстали в зарисовке из праздничного
шоу Вадима Галыгина «Неженский взгляд». Накануне премьеры этот ролик
можно было увидеть на Facebook, и, честно говоря, не верилось, что СТС
его оставит в своем отлакированном эфире. Однако почти все осталось как
есть и даже чуть смешнее и острее, чем в интернете. Само шоу как шоу.
Галыгин как Галыгин. Праздничные гэги: все в общем предсказуемо. Между
традиционными для шоу номерами было три специальных — поздравления с
женским праздником от лица «Александра Лукашенко», «Михаила Саакашвили»
и наших лидеров «Медведева» и «Путина». Последние, конечно, выступали
парой. Причем Владимир Путин (точнее, конечно, Вадим Галыгин,
загримированный под него) был на первом плане, играл на рояле. Что
вполне актуально в свете неутихающего скандала вокруг
благотворительного вечера, организованного фондом «Федерация», где
премьер музицировал. «Медведев» (с неподражаемым выражением лица,
невероятно похожим на реального президента) сидел на заднем плане, в
уголке экрана, держа перед собой на коленях iPad, почти не переставая
что-то в нем строчить (видимо, в Twitter). Все, что он там «писал», было
актуально, забавно и выводилось на телеэкран. Среди прочего, например,
был примерно такой текст: «Повесил новый вариант Конституции. Жду
комментов». Потом «Путин» еще спел, выбрав мелодию,
перелистывая заботливо поднесенный ему «Медведевым» iPad. Их манера
общения в этой пародии была весьма узнаваема, комична и точна при
существующих политических реалиях. Текст песни, которую исполнил
«Путин», тоже не подвел. Было смешно и талантливо придумано. И
финальная реплика хороша — сложилось все. Вадим Галыгин был в этом
номере просто в ударе. Поражало там только одно: как же все-таки все
это веселье попало и выжило в эфире СТС? И рейтинги, конечно, у этого
шоу были очень хорошие. Особенно высокими они были у молодых зрителей,
живущих в Москве, что вполне естественно для этого канала. 8 марта
«Неженский взгляд Вадима Галыгина» среди тех, кому от 18 до 30 лет,
смотрело почти 20% аудитории. А скандал вокруг фонда
«Федерация», который не утихает уже вторую неделю, как это обычно и
бывает, протекает вне федерального телеэфира. Для основных телеканалов,
в отличие от интернета, радио и печатной прессы, это почему-то совсем
не тема. Благотворительная акция, проводимая фондом «Федерация» в
начале декабря (до этого фонд был никому не известен, а официально его
зарегистрировали и вовсе спустя почти три недели после самого
мероприятия), вызвала возмущение мамы тяжелобольной девочки, которая
никакой конкретной помощи, как и другие онкологические медучреждения,
от проведенного вечера не получила. Хотя именно помощь больным детям и
была продекларирована в рамках этого широко разрекламированного вечера в
Санкт-Петербурге. Скандальность ситуации еще и в том, что кроме
десятка действительно реальных звезд мировой величины в
благотворительном вечере участвовал и Владимир Путин. Пел, играл на
рояле, о чем как раз новости федеральных телеканалов охотно
рассказывали в своем эфире, а на «Первом» даже показали телеверсию этой
вроде бы благотворительной акции. Скандал разгорается,
создатели фонда в лице его главного представителя Владимира Киселева
вынуждены оправдываться, представляя то одну, то другую версии, как
своей структуры, так и методики своей благотворительности. В публичной
полемике был вынужден выступать даже пресс-секретарь Путина Дмитрий
Песков. Но главным телеканалам все нипочем. Там тишина. Только «Дождь»
заполняет свой эфир информацией вокруг скандала с «Федерацией» и
больными детьми, следя за ним внимательно и, как всегда, отдавая
большие куски своего эфира под эту тему. На РЕН ТВ 9 марта немногим
более 40 секунд рассказал об этой истории и Михаил Осокин в своих
новостях в 23.30. Пусть столько, но и он остался верным себе. В
«Неделе» у Марианны Максимовской на РЕН об этом скандале пока ничего не
было. И вот только «Центральное телевидение» с Вадимом
Такменевым на НТВ на фоне телевизионного безмолвия вокруг скандала с
фондом «Федерация» снова выбивается из общего строя. Здесь эта тема
стала, по сути, главной. В «ЦТ» сделали почти образцовый журналистский
материал об одном из самых обсуждаемых сейчас в интернете скандалов:
ясный сюжет, последовательность изложения фактов (как следствие, виден
подтекст и точность акцентов), а главное, максимум комментариев всех
участников и заинтересованных сторон. Одно появление Дмитрия Пескова в
эфире программы «Центральное телевидение» с заявлениями о скандале
вокруг благотворительного вечера ставит эту историю в разряд тех,
которые явно будут иметь заметное продолжение. Вообще,
последний выпуск «ЦТ» получился многоплановым, содержательным,
интересно придуманным, абсолютно отвечающим формату информационного шоу.
Все это нашло отражение в рейтингах, которые также на этот раз были
примечательными. «ЦТ», как и другие еженедельные итоговые программы,
из-за праздников пропустили по одному традиционному выходу. Оказалось,
что зрители программу ждали. Доля «Центрального телевидения» в Москве
составила около 20% с рейтингом 7,8%, а по стране в целом — 18,8% с
рейтингом 7,3%. Впервые за время существования в эфире «ЦТ» стало самой
популярной программой НТВ в Москве по итогам недели и заняло второе
место по общероссийским показателям, пропустив вперед только «Русские
сенсации». Показателен и целевой интерес аудитории к программе. Доля
зрителей «ЦТ» была выше, чем у предшествующего и традиционно популярного
у массового зрителя цикла «Чистосердечное признание» (в Москве доля —
15,8%, по стране — 16,8%). Но самое занимательное, что «Центральное
телевидение» в этот раз затмило собой даже столь любимый зрителями
сериал «Глухарь». В минувшее воскресенье на НТВ поставили повтор первого
сезона «Глухаря», сразу по окончании «ЦТ» три серии за вечер: с десяти
вечера до часа ночи. Обычно даже на повторах (многократных) «Глухарь»
собирал долю аудитории более 20% (это минимум), а 13 марта доля
сериала, особенно в Москве, была почти мизерная: первую серию смотрело
11,7%, вторую — 12,4% и третью — 17% (по стране 14,5%, 15,1% и 19,7%
соответственно). Как видно, эти показатели также существенно меньше
показателей «Центрального телевидения». Закончилось «ЦТ» — зрители с НТВ
ушли. Нынешняя пауза в эфире, правда, пошла на пользу и
рейтингам итоговых программ госканалов. Но скорее общероссийским
показателям. «Воскресное „Время"» на «Первом канале» смотрело около 20%
аудитории, а «Вести недели» на «России 1» — около 19%. Впрочем, и тут
«Центральное телевидение» выступает с госканалами на равных. А вот в
Москве программу с Вадимом Такменевым смотрели гораздо активнее, чем
Петра Толстого или Евгения Ревенко. На «Первом» и «России 1» итоги
недели выбрало 16% и 16,8% аудитории против почти 20% на НТВ.
То, что рейтинги «Центрального телевидения», фактически единственной на
сегодня программы на большом федеральном телеканале, позволяющей себе
говорить то, что запрещено другим, все чаще перекрывают показатели
госканалов и все чаще это осознанный выбор зрителей, с одной стороны, ее
охранная грамота, с другой — мина замедленного действия в глазах
власти. Арина Бородина
|