Платное телевидение привлекает все большую аудиторию, однако до
насыщения рынка еще далеко. Препятствия для развития этого бизнеса
появляются со стороны как государства, так и самих потребителей Aбонентская
база платного телевидения в России, несмотря на кризис, в 2009 году
увеличилась на 2,6 млн, или на 21% (по данным J’son & Partners
Consulting). Неудивительно, что предоставление платных телевизионных
услуг стало определенным полем битвы для различных компаний: здесь и
спутниковые операторы, и операторы кабельного ТВ, и провайдеры ШПД,
предоставляющие услуги IP-TV, и даже сотовые компании, заинтересованные в
этом рынке. Однако, как ни парадоксально, высококонкурентным этот рынок
пока не называют ни аналитики, ни сами игроки: бороться приходится
преимущественно не друг с другом, а с потребителем. Фундамент для
телевизора
«Конкуренция между технологиями есть, с большим
отрывом побеждают кабельщики, однако, по нашим прогнозам, эта ситуация
не будет длиться долго, – считает руководитель направления IP-TV
компании „ВестКолл" Наталья Тимофеева. – Настоящая конкуренция начнется
тогда, когда операторы смогут решить технические вопросы предоставления
сервиса IP-TV, а также начнут более серьезно работать над контентом.
Плюс рынок ожидает прихода новой технологии, которая заставит
существующих операторов пересмотреть планы». В Петербурге, по мнению
Тимофеевой, заканчивается передел рынка IP-TV. Операторы делят
интернет-территорию. У тех, кто имеет больше интернет-абонентов, выше
шансы нарастить телевизионную абонентскую базу.
Настоящая борьба
за пользователей еще не началась: не все сети готовы к запуску сервиса, а
те, кто готов, не закончили работу над коммерческими предложениями и
т.д. «У каждого оператора есть свое „но". Более стабильная ситуация на
кабельном рынке: постоянное расширение пакетов каналов, сравнительно
невысокие цены. Тут безусловный лидер – компания „ТКТ". На рынке
спутникового телевидения популярность нарастает у „Триколор ТВ": здесь
не такое большое количество телеканалов, как у „НТВ+", но удачное и
удобное ценовое предложение», – поясняет Тимофеева.
В целом по
России среди технологий лидирует кабельное ТВ – на него приходится 71%
рынка по числу абонентов и 65% – по доходам, хотя такие показатели, по
данным iKS-Consulting, и означают потери по сравнению с 2008 годом. В
выигрыше за счет потерь кабельщиков оказалось спутниковое телевидение –
27 и 32% соответственно. Доля же IP-TV пока очень мала – 2% по абонентам
и 3% по доходам.
«На рынке сложился определенный статус-кво
основных видов платного ТВ – спутникового, кабельного и IP, –
рассказывает руководитель отдела стратегического маркетинга Национальной
спутниковой компании („Триколор ТВ") Денис Высоцкий. – Связано это
прежде всего с технологическими особенностями передачи сигнала. Условно
говоря, стоимость трансляции сигнала со спутника будет одинаковой для
любой точки на территории России. В то же время кабельщики и операторы
интернет-телевидения сильно зависят от того, насколько разветвленную
инфраструктуру они должны создавать и поддерживать для обслуживания
абонентов. Так, в крупных городах с большой концентрацией населения
технологическая себестоимость создания и поддержания сети относительно
невелика, поэтому ведущие позиции на рынке занимают кабельные операторы,
с которыми активно конкурирует интернет-телевидение. На всей остальной
территории страны доминируют спутниковые операторы. Безусловно,
конкуренция между технологиями все равно имеет место, но существенного
влияния на распределение долей рынка она не оказывает». ТВ-педагогика
О
популярности платного телевидения говорят аналитики. Так, по данным
J’son & Partners Consulting, в 2009 году в России на 10
домохозяйств, или 27 человек, приходится в среднем 2,9 телевизора,
подключенных к платному ТВ. Примечательно, что этот показатель оказался
выше, чем для компьютеров, подключенных к ШПД: на 10 домохозяйств
приходится лишь 2,7 таких компьютера. В компании iKS-Consulting
отмечают, что по итогам 2009 года проникновение услуги платного ТВ в
среднем по стране составило 36%, причем лидируют традиционно Москва и
Петербург.
При этом самому абоненту, в сущности, неважно, по
какой технологии он будет получать услуги платного ТВ: для пользователя
значимы прежде всего конечный результат и стоимость, а все остальное –
забота оператора. «На данный момент компании могут конкурировать лишь по
цене. Только это интересует сегодня наших абонентов – чтобы дешево или
бесплатно», – констатирует Наталья Тимофеева.
Причина такого
подхода потребителя в том числе и в невысоком уровне осведомленности о
возможностях той или иной технологии. «Отсутствие у абонентов четкого
представления о том, какими возможностями обладает платное телевидение,
существенно замедляет процесс развития рынка, – сетует директор службы
маркетинга компании „ТКТ" Ольга Лисенкова. – Для решения этой проблемы
необходимо информировать абонентов о привлекательности услуги, о
преимуществах платного телевидения перед социальным».
Это
понимают все игроки рынка, отсюда и популярность маркетинговых инициатив
информирующего характера. «В первом квартале 2010 года для продвижения
услуг IP-TV мы активно использовали модель tyr&buy, давая
возможность абонентам сначала разобраться в том, что это за продукт, –
поделились в петербургском филиале „ВымпелКома". – В рамках этой акции
подключений было много, и почти все абоненты остались с нами. Затем, что
важно, клиенты стали нас рекомендовать: принцип сарафанного радио для
Санкт-Петербурга актуален и действенен». Канальная специфика
Кроме
ценовых параметров среди важнейших причин выбора в пользу того или
иного оператора платного ТВ, а соответственно, и драйверов роста –
наличие определенного интересного потребителю канала или пакета каналов.
Например, продажа прав на трансляцию матчей российской футбольной
премьер-лиги «НТВ+» привела к росту спроса на специализированные
футбольные каналы. Еще один тренд – интерес к детским каналам:
отключение канала мультфильмов может запросто привести к уходу абонентов
к другому оператору, который транслирует такой канал. По наблюдениям
участников рынка, спрос на платное ТВ формируется преимущественно за
счет детской аудитории, спортивных болельщиков и домохозяек –
любительниц сериалов.
«К конкурентным преимуществам оператора ТВ
прежде всего следует относить контент – содержательное наполнение
предлагаемого пакета каналов. Не секрет, что многие абоненты выбирают
платное телевидение из-за одного или нескольких телеканалов,
отсутствующих в свободном доступе, – комментирует Денис Высоцкий. – Еще
большая часть аудитории не привязывается к какому-то определенному
каналу. Ей требуется сбалансированный по тематике пакет услуг,
привлекательный и с точки зрения стоимости».
«Развитие контентной
составляющей услуги становится главным драйвером роста рынка платного
ТВ в Петербурге, – считает Ольга Лисенкова. – Большой выбор качественных
каналов различной тематики – решающий фактор при отказе потребителя от
социального телевидения в пользу платного. Компании, способные
предложить широкий выбор телеканалов в одном базовом пакете с
возможностью дополнительно подключать тематические каналы, привлекут
максимальное количество клиентов». Жажда власти
Еще один
стимул роста интереса к платному ТВ – желание потребителя управлять
программой передач, формировать ее по своему усмотрению. «Базовая
удовлетворенность традиционным телевидением в Санкт-Петербурге сегодня
есть, поэтому стоит задача сформировать массовый спрос именно на нашу
услугу – услугу интерактивного домашнего телевидения. Также нельзя не
вспомнить, например, сервис video on demand, которого нет у
традиционного ТВ», – подчеркивают в «ВымпелКоме».
«На рынке
существуют две модели пакетирования, – объясняет Ольга Лисенкова. – В
рамках первой абонент получает доступ к линейке тематических пакетов, на
базе которых самостоятельно формирует комплект интересных ему передач и
фильмов. Вторая модель предполагает создание одного или нескольких
многоканальных ТВ-пакетов, включающих как общетематические каналы, так и
каналы специальных тематик. Обе модели будут развиваться параллельно,
однако наиболее выигрышным видится сценарий, при котором телезритель
перестает играть роль пассивного потребителя услуги платного ТВ и
становится главным участником процесса формирования собственного
телевизионного меню».
«Опыт пользования интернетом спровоцировал у
большого числа зрителей желание самостоятельно формировать
индивидуальную программу передач – смотреть то, что хочется, а не то,
что показывают, – соглашается Денис Высоцкий. – Современные технические
средства, например спутниковые ресиверы последнего поколения, дают такую
возможность посредством дополнительных сервисов. Работа в
непосредственном контакте с абонентами, безусловно, сложна, но позволяет
наиболее полно удовлетворить их запросы, что в конечном итоге ведет к
повышению доходов ТВ-оператора». Трудности роста
Несмотря на
оптимистичные результаты 2009 года, платное ТВ сталкивается в процессе
развития с факторами, негативно влияющими на перспективы как отдельных
технологий, так и рынка в целом. «Главный из них – высокая себестоимость
производства. Поэтому и цены здесь выше, чем у кабельщиков. Еще одна
проблема – неготовность абонентов платить за телевидение, их непонимание
и незнание контента, который мы предлагаем. У нас в стране самое лучшее
бесплатное телевидение в мире, мы не привыкли платить за интересные
программы и фильмы, так что операторам приходится создавать спрос», –
размышляет Наталья Тимофеева.
Денис Высоцкий напоминает о
грядущей цифровизации России. «Во-первых, совершенно непонятно, как она
будет проводиться и, соответственно, каким образом участникам рынка
следует выстраивать свою маркетинговую стратегию. Во-вторых, объявлено,
что в рамках программы восемь федеральных телеканалов ТВ-операторы
обязаны транслировать бесплатно. При этом нет понимания, за чей счет
должен оплачиваться необходимый для этого серьезный технический ресурс.
Ну и наконец, планируемой цифровизации сопутствует нездоровый ажиотаж.
Так, в одном крупном городе СЗФО некий высокопоставленный чиновник во
всеуслышание пообещал, что цифровые приемники будут стоить всего 1 тыс.
рублей, что экономически нереально. Желание чиновника потрафить
электорату понятно, а вот как повлияло это заявление на рынок, думаю,
пояснять не надо», – рассказывает Высоцкий.
«Одна из проблем на
пути развития платного ТВ – пиратство, – продолжают в „ВымпелКоме". –
Оно влияет на популярность сервиса video on demand. Кроме того,
традиционное ТВ в текущем виде себя явно исчерпывает: теперь считается
модным стереотип „я не смотрю телевизор". В этих условиях труднее
создать спрос на услугу, так как без демонстрации понятие „телевидение"
ассоциируется с тем, что сейчас представляет собой базовый ТВ-продукт.
Хотя наша услуга таковой и не является – это ТВ другого поколения». В
сторону маленького экрана
Кроме ставших уже привычными
технологий кабельного, спутникового и IP-TV сейчас активизировалось еще
одно направление – мобильное телевидение. Северо-Запад стал тестовой
площадкой для сервиса «Мобильное ТВ» от МТС, созданного в партнерстве с
разработчиком мобильного программного обеспечения SPB Software. В
декабре прошлого года в Москве запущена в тестовую эксплуатацию услуга
«Мобильное телевидение „Билайн"», позволяющая смотреть 12 телеканалов
через DVB-H, в планах компании на 2010 год – ввод мобильного ТВ через 3G
(video streaming). В «МегаФоне» выделяют такие
преимущества нового направления, как мобильность, интегрированность в
телефон, который все больше становится универсальным устройством, а
также большие потенциальные возможности по выбору контента и перспективы
интерактивности.
При этом все игроки рынка отмечают, что
мобильное ТВ не готово составлять конкуренцию традиционным технологиям, а
возможно, не будет конкурировать с ними и в дальнейшем. «В ближайшем
будущем мобильное телевидение не сможет полноценно конкурировать с
традиционным платным ТВ, поскольку для российского рынка мобильное
телевидение остается новинкой, – полагает Ольга Лисенкова. – После того
как технологическая база для реализации услуги будет полностью построена
и протестирована, мобильное ТВ займет свою нишу на рынке платного
телевидения».
«Мобильное ТВ – это еще один гаджет, дополнение к
общему ряду новых приложений, которые рекламируют современные телефоны и
т.д. Я думаю, тот, кто будет пользователем IP-TV, станет и
пользователем мобильного ТВ, потому что постоянное получение визуальной
информации – неотъемлемая часть его жизни, – рассуждает Наталья
Тимофеева. – Информация окружает нас повсюду, и мы ее постоянно
кастомизируем под себя. И IP-TV, и мобильное ТВ – это еще одна
возможность сделать наше окружение более комфортным: смотреть, видеть и
слушать то, что хотим, и тогда, когда хотим. Мобильное и платное
телевидение – не конкуренты, а продолжение друг друга».
«Это не
взаимозаменяющие, а взаимодополняющие продукты, – присоединяется
начальник отдела развития продуктов и услуг компании „МТС. Макрорегион
Северо-Запад" Илья Нестор. – Мобильное телевидение не нацелено на полную
замену домашнего кабельного или иного телевидения, оно предоставляет
дополнительные уникальные возможности по оперативному мобильному доступу
к телеканалам без привязки к основному большому телевизору, в том числе
когда он недоступен».
Более радикален Денис Высоцкий: «Мобильное
ТВ не сможет составить конкуренцию другим технологиям, поскольку в
России не сформирована целевая аудитория, которой был бы востребован
этот вид телевидения. Давайте посмотрим, кем может быть востребовано
мобильное ТВ. Отсекаем большую часть пользователей старшего и среднего
возраста, не готовых к техническим новациям. Далее отсекаем жителей
российских регионов: мобильный телефон с ТВ-тюнером, учитывая его
стоимость, находится далеко не на вершине пирамиды потребления этой
группы. Получается, что целевая аудитория – обеспеченная молодежь,
живущая в крупных городах. Однако такая публика в своем мегаполисе имеет
широкие возможности для увлекательного времяпрепровождения, способные
как минимум на равных конкурировать с просмотром телепередач».
«Да
и сама по себе концепция мобильности, динамичной жизни, которая
использует мобильный телефон в качестве одного из важнейших артефактов,
не очень увязывается с традиционным представлением о телезрителе – на
диване, в майке и тапочках, – продолжает Высоцкий. – Я склонен
расценивать появление мобильного ТВ в России скорее как следствие все
той же тенденции triple play: крупные операторы сотовой связи добавили в
линейку услуг телевидение, точно так же как ранее – беспроводной
интернет». Через тернии к 3D
Аналитики прогнозируют
дальнейший рост рынка платного ТВ. По мнению специалистов J’son &
Partners Consulting, в 2014 году объем рынка платного ТВ превысит 1,5
млрд долларов, а количество подключенных домохозяйств составит 22,5 млн.
При этом в «ТКТ» связывают будущее рынка с ростом числа каналов высокой
четкости HDTV, повсеместным внедрением интерактивных сервисов и
предоставлением доступа к 3D?телевидению. В пользу последнего говорит и
тот факт, что в торговых сетях значительно увеличилось количество
телевизоров, поддерживающих данную технологию. Кроме того, производители
оборудования заинтересованы и в продвижении 3D. К примеру, в середине
апреля корпорация «Дженерал Сателайт» и Мариинский театр организовали
первую в России прямую 3D?трансляцию и записали в этом формате балет
«Жизель».
В «ВестКолле» связывают динамичное развитие рынка с
ростом конкуренции между операторами в сегменте наполнения услуг.
«ВымпелКом» не исключает увеличения конкуренции в сегменте IP-TV за счет
выхода на этот рынок небольших компаний, что принесет позитивный
результат, так как позволит «раскачать» рынок.
«Телевизионный
рынок в Петербурге уже сейчас достаточно насыщен, – убежден Денис
Высоцкий. – Следовательно, развитие его должно протекать не экстенсивно,
а интенсивно, в соответствии с такими тенденциями, как triple play,
интерактив, улучшение клиентского сервиса. Не стоит, однако, забывать и о
программе цифровизации, которая обязательно внесет коррективы и в
распределение долей рынка, и в структуру предложения».
|