Требования к качеству телесигнала растут постоянно. Например, в Великобритании, едва лишь большая часть вещателей стала активно использовать HDTV в качестве отраслевого стандарта, как на сцену вышло объемное телевидение. Значит, в скором времени предстоит новый рывок в области качества видео. А драйвером повышения уровня качества становятся зрители. Результаты исследования проведенного по заказу Cisco аналитической компанией Forrester Consulting c целью изучения привычек и ожиданий зрителей обычного и интернет-телевидения, показало, что зрители оказывают решающее влияние на вещателей, операторов и студийные компании в том, что касается разработки новых технологий и услуг. Исследование показало, что интерес пользователей к телевизионным услугам нового поколения (HDTV, 3D TV, передача по требованию и потоковая передача) заставляет крупных вещателей и операторов повышать качество услуг и предлагать зрителям более широкие интегрированные сервисы. Кроме того, результаты исследования показывают, что в Великобритании телевидение высокой четкости быстро становится стандартом. Однако неизбежное распространение 3DTV вновь поднимет требования, предъявляемые к качеству, как в 90-е годы XX века технология DVD резко подняла качество изображения, заменив технологию VHS.
Изменения телевизионного ландшафта связаны не только с интересами зрителей, но и с особенностями их поведения. Новые поколения телезрителей создают для медийных компаний новые рынки и отношения. К примеру, среди молодых телезрителей широко распространена привычка одновременно смотреть телепрограмму и работать в Интернете. Более 60% зрителей в возрасте от 16 до 35 лет одновременно смотрят телевизор и бродят по Интернету, чаще всего используя для этого мобильный или настольный компьютер (представители этой возрастной группы приобретают традиционный телеприемник нечасто).
У зрителей моложе 25 лет большой интерес вызывает услуга "социального телевидения", то есть возможность просмотра телепрограмм с одновременным обсуждением этих программ в онлайновом режиме. 47% зрителей в возрасте от 16 до 24 лет хотят при просмотре телепередач беседовать с друзьями в онлайновом режиме. (В других возрастных категориях такое желание высказывает не более 20% зрителей). 28% зрителей от 16 до 24 лет хотят иметь возможность онлайнового обсуждения просматриваемой телепрограммы. В более старших возрастных категориях за это высказывается менее 10% зрителей. Молодая аудитория с большой вероятностью положительно воспримет услугу, включающую одновременный доступ к телевизионным программам и интернет-видео. А поскольку эта категория пользователей владеет множеством мобильных устройств, можно с большой вероятностью предположить, что в будущем интернет-телевидение и интерактивные функции будут распространяться среди всех возрастных групп.
В Великобритании технология трехмерного видео широко распространилась в кинозалах, жилых домах (уже появился первый коммерческий телеканал 3DTV) и на компакт-дисках Blu-ray. Зрительский спрос на услуги этого типа находится на весьма высоком уровне. 43% зрителей в возрасте от 16 до 24 лет проявляют интерес к услугам 3DTV. Кроме того, интерес к объемному видео выражает 33% людей в возрасте от 25 до 34 лет. По всей видимости, телевизионный рынок ждет самая крупная перестройка с 1990-х годов, когда телевидение перешло с аналоговых на цифровые технологии.
Интернет-провайдеры имеют полное право взимать с пользователей дополнительную плату за более высокую скорость доступа и более высокое качество услуг, однако сегодня вещательные компании почему-то не пользуются этой возможностью. Примечательно, что 22% опрошенных пользователей заявили о готовности платить больше за повышенное качество видеоизображения, если оператор гарантирует это качество.
По результатам исследования Forrester Research и Cisco, молодые телезрители не всегда возражают против дополнительной платы за повышенное качество видео. Кроме того, они предпочитают плату за пользование, а не традиционную подписку. Это во многом похоже на распространившуюся на рынке предоплату за услуги мобильной связи,. Именно предоплаченные услуги привели к стремительному распространению мобильных коммуникаций среди подростков.
Появление телевидения высокой четкости увеличило требования британских зрителей к качеству изображения на экране телевизора. Быстрое распространение телевизионных приемников стандарта HDTV (сегодня они установлены в 57% британских домохозяйств) сопровождается быстрым ростом подписки на услуги телевидения высокой четкости с доставкой по спутниковым и кабельным каналам. Появление объемного телевидения еще больше повысит требования к качеству: сегодня 43% молодых телезрителей проявляют интерес к получению услуг 3DTV в домашних условиях.
Проблемы с качеством были обычным явлением в эпоху традиционного телевидения. С появлением цифрового телевидения и гибких телеуслуг "по требованию" возникли новые проблемы – проблемы надежности. 31% британских телезрителей сталкивался с прерыванием и застыванием кадров, а 17% заявили, что для решения этой проблемы им приходилось выключать и снова включать телеприемник.
Когда изображение на экране начинает мелькать и прерываться, зритель сознает свое бессилие. 72% онлайновых пользователей в Великобритании сталкивались с проблемами при воспроизведении видео, а более 42% говорят, что в таких случаях сразу же прекращают просмотр. Интересно, что люди, просматривающие короткие видеоклипы (например, на сайте YouTube), чаще (в 52% случаев) прекращают просмотр, чем те, кто смотрит большие телепрограммы или кинофильмы (42%). Это говорит о привлекательности крупного онлайнового видеоконтента и хороших перспективах для доставки телевизионных услуг через Интернет.
22% пользователей согласны платить за гарантированное повышение качества видео. Это вдвое больше по сравнению с долей пользователей, готовых платить за более высокую скорость широкополосных услуг. Однако обе эти цифры невелики по сравнению с общим количеством пользователей онлайнового видеоконтента. Так или иначе, операторы и медийные организации будут использовать множество бизнес-моделей для монетизации видео и доставки пользователям изображений приемлемого качества.
Британские телезрители в равной степени возлагают ответственность за качество видео на интернет-провайдеров и тех, кто предлагает услуги просмотра видео. 41% пользователей считает, что за качество видео должен отвечать видеосайт, а 43% считают ответственным интернет-провайдера.
Появление новых устройств (например, планшетных компьютеров) еще больше увеличит объемы использования телевизионных услуг. Мобильные телефоны, домашние игровые консоли, портативные медиаплейеры - все эти устройства уже используются для просмотра видео в онлайновом режиме. Новые устройства, как и планшетные компьютеры, тоже увеличивают объемы скачивания онлайнового видео. В частности, они стимулируют одновременный просмотр разных видеоматериалов членами одной и той же семьи, что накладывает дополнительную нагрузку на операторские сети.
"По некоторым прогнозам, к 2014 году доля видео в интернет-трафике превысит 91%, - говорит Фил Смит (Phil Smith), вице-президент и главный исполнительный директор компании Cisco в Великобритании и Ирландии. - Становится ясно, что рост онлайнового видео стал новой значительной волной развития Интернета. Происходят большие изменения в методах доставки и потребления контента. Перед интернет-провайдерами и медийными компаниями встают новые проблемы. Тот факт, что пользователи считают интернет-провайдеров и поставщиков контента в равной степени ответственными за качество видеоуслуг, показывает, что эти структуры должны сотрудничать в деле непрерывной поддержки высокого качества услуг, предоставляемых конечным пользователям".
|