Как стало известно "Ъ", столичные власти
намерены к 2015 году вывести Москву в лидеры среди мировых мегаполисов,
использующих общественный транспорт на электротяге,— им планируется
осуществлять 80% городских пассажироперевозок. В рамках проекта власти
планируют оборудовать перехватывающие парковки зарядными станциями и для
частных электромобилей. Три года назад похожие цели перед собой ставил
экс-мэр Юрий Лужков, однако достичь их не удалось.
В распоряжении "Ъ" оказался протокол
совещания на тему "Развитие дорожно-транспортной инфраструктуры города
Москвы применительно к нуждам электротранспорта на автономных источниках
электропитания", которое проводил заммэра Москвы Николай Лямов вместе с
автокомпаниями, производителями батарей и энергетиками. Как следует из
документа, власти ставят перед собой амбициозные цели: через три года
Москва должна занять первое место в мире среди мегаполисов по объему
пассажироперевозок на электротранспорте (включая метро, трамваи,
троллейбусы, электробусы) — до 80%.
Работа по внедрению электротранспорта в
Москве активизировалась после того, как в июне 2011 года президент
Дмитрий Медведев заявил о необходимости поддерживать инициативу
некоторых регионов по переводу общественного транспорта и грузовиков "на
электрическую или гибридную тягу".
В мэрии считают, что Москве требуется около
12,5-13,5 тыс. единиц общественного транспорта. 20% из них планируется
оставить на дизельном топливе, остальные могут быть заменены
электробусами на аккумуляторах. Согласно одному из проектов, на них
впоследствии заменят троллейбусы, курсирующие по Бульварному кольцу.
Ожидается, что это будут электробусы малого класса (18-20 мест).
До
1 ноября 2011 года производители должны представить в мэрию прототипы
электробусов: основное условие — способность проезжать на одной зарядке
расстояние от 250 км и пригодность к зимней эксплуатации. Власти не
исключают, что уже в конце года может быть проведен конкурс для закупок
техники на ближайшие три года. Как следует из протокола совещания,
рассматриваются, например, китайский Youtong и электробус, собираемый на
заводе "Тролза" в Энгельсе с батареями и двигателями ООО "Лиотех".
Последний, в частности, планируется выпускать в двух вариантах — с
запасом хода на 125 км и 250 км при стоимости от 8 млн до 11 млн руб.,
что примерно в два раза дороже автобуса большой вместимости (на 89
мест). Но при переходе на серийное производство цена снизится примерно
на 20%, а за четыре-пять лет за счет экономии на ГСМ электробус окупится
и начнет приносить большую, чем обычный автобус, прибыль.
Основные вопросы, которые остаются открытыми:
где ремонтировать электробусы и каким образом они будут заряжать
батареи? "Единого промышленного стандарта для автобусов и грузового
электротранспорта пока нет. В рамках созданной рабочей группы мы решаем,
какой стандарт оптимально применять в городе в наших условиях. Сейчас
собирается информация о зарубежном опыте, идут консультации с
производителями,— пояснил "Ъ" руководитель проекта по электротранспорту
МОЭСК Денис Цыпулев.— Мы ставим задачу более широко: обеспечить создание
универсальной зарядной инфраструктуры для зарядки и электробуса и
частного электромобиля". Отметим, что за последнее время на российском
рынке появился в официальной продаже электромобиль Mitsubishi i-MiEV.
Ранее МОЭСК уже объявила о строительстве в 2011 году первых станций для
зарядки легковых автомобилей, в том числе и стандарта ChaDeMo (быстрая
зарядка постоянным током). По словам господина Цыпулева, до конца года
зарядных станций всех типов в городе появится 28, в частности, около
офисов МОЭСК, на паркингах торговых центров и кинотеатров и в ряде
дилерских центров, при этом в рамках пилотного проекта МОЭСК EV
подзарядка пока будет бесплатной.
Отметим, что развивать электротранспорт в
Москве пытался и экс-мэр Юрий Лужков. В частности, в 2008 году он
выделил более 135 млн руб. на "организацию практического использования
электромобильной техники". При этом городские власти обещали, что в
течение двух лет в столице появятся грузовики и автобусы на электротяге,
а также заправки с розетками для подзарядки аккумуляторов, а для
покупателей электромобилей, возможно, введут налоговые льготы. Однако
ничего этого так и не случилось. Каким будет бюджет нового проекта,
нынешние столичные власти пока не определили.
|