МТС отказывается от аренды спутниковых магистральных каналов. До
конца следующего года компания потратит на установку своих спутниковых
базовых станций в труднодоступных районах России $13,5 млн. Собственная
сеть позволит МТС ежегодно экономить более $14 млн, но при этом лишит
спутниковых операторов дополнительного дохода от сдачи в аренду каналов
связи.
Как рассказали "Ъ" в МТС, всего планируется установить
около 100 спутниковых базовых станций в труднодоступных и недоступных
для прокладки волоконно-оптических линий связи районах, в том числе в
Норильске, Магадане, Якутске, Южно-Сахалинске, на острове Новая Земля и в
других регионах. Спутниковый ресурс на первом этапе реализации проекта
будет арендоваться у "Сатис-ТЛ-94", брать его напрямую у ФГУП
"Космическая связь", крупнейшего оператора спутников в России, МТС
планирует со следующего года. Строительство сети также ведет "Сатис".
Контракт с компанией был подписан еще два года назад, но реально
строительство началось только во втором квартале прошлого года, уточняет
гендиректор "Сатиса" Игорь Каплун.
Общую стоимость проекта в МТС
оценивают в $13,5 млн. "Вложения в строительство сети земных станций с
лихвой окупятся, потому что арендные ставки на спутниковые каналы высоки
и в условиях дефицита каналов будут только расти",— объясняет
пресс-секретарь компании Ирина Осадчая, добавляя, что ежегодная экономия
на аренде спутниковых каналов за счет ввода системы составит более $14
млн.
В отличие от конкурентов по "большой тройке" — "Вымпелкома" и
"МегаФона" — у МТС не было своих спутниковых каналов, отмечают
участники рынка. У "Вымпелкома" они появились с приобретением "Голден
Телекома" в феврале 2008 года. Сейчас более половины спутниковых каналов
у оператора собственные, а сеть насчитывает 300 земных станций, говорит
пресс-секретарь "Вымпелкома" Анна Айбашева. "Использовать собственные
каналы выгоднее: при больших объемах производства себестоимость
получается ниже",— отмечает она. "МегаФон" обзавелся собственными
спутниковыми каналами с покупкой "Синтерры" в начале лета текущего года,
"дочка" этой компании "Глобал-Телепорт" является одним из основных
участников рынка спутниковых каналов (13,5 тыс. VSAT-станций). "Переход
от арендуемых каналов на собственные сократит операционные затраты, но
не повлияет на качество связи и скорость передачи данных: эти параметры
зависят от характеристик спутников, на которых арендуются мощности, а
они останутся теми же",— считает гендиректор "Синтерры" Константин
Солодухин.
"Только за счет устранения посредников при аренде
частотного ресурса на спутниках МТС сможет сэкономить 15-20%",— считает
гендиректор "Сетьтелекома" Сергей Пехтерев. В то же время отказ МТС от
аренды каналов, по мнению господина Пехтерева, может привести к переделу
на рынке спутниковых магистральных каналов: "Сотовые операторы вместе с
крупными корпорациями типа "Русала" или "Норильского никеля" являются
основными потребителями этого ресурса". С этим согласны и в МТС: по
оценке оператора, после запуска проекта он займет около четверти рынка
спутниковых каналов в России. Объем этого рынка господин Пехтерев
оценивает в $150-200 млн в год, Игорь Каплун — в два раза ниже. Его
основными игроками являются Orange Business Services, "Голден Телеком",
"Сатис" и "Зонд Холдинг".
Господин Каплун не согласен, что
переход МТС на собственные спутниковые каналы негативно отразится на
бизнесе спутниковых операторов: "Компания будет привлекать существующих
игроков при строительстве и обслуживании сетей". Переход мобильных
операторов от аренды к использованию собственных ресурсов — естественный
и ожидаемый процесс, добавляет пресс-секретарь Orange Business Services
Дарья Абрамова, участники рынка к этому готовы.
|