Исследовав рынок голосовых звонков через интернет, Mail.ru пришел к выводу, что женщины звонят через интернет чуть реже мужчин, а мужчины платят за этот сервис вдвое чаще женщин. Mail.ru сопоставила свои тарифы на звонки с тарифами Skype, но забыла сравнить их с ценами QiP, поэтому CNews сделал это за нее.
Mail.ru, владеющая инструментом голосового общения через интернет Maill.ru Агент, решила рассказать на его примере о российской аудитории VoIP-сервисов.
Как выяснилось в результате собственного исследования Mail.ru, молодая часть аудитории (16-25 лет) предпочитает использовать бесплатные звонки «с компьютера на компьютер», в то время как платным сервисом голосовых вызовов «из компьютера во внешние сети» начинают пользоваться люди чуть старше (18-30).
Хотя женщины и мужчины прибегают к VoIP почти с равной частотой (55% мужчин и 45% женщин), платные севрисы остаются уделом мужчин (65% аудитории).
Самая интересная часть отчета Mail.ru относится к сравнению цен на голосовые вызовы между ее собственным агентом, Skype и МГТС. В результате этого сопоставления цен безусловным лидером в исследовании Mail.ru оказался Mail.ru Агент.
CNews самостоятельно изучил тарифы ведущих российских VoIP-сервисов, добавив к сравнению QiP, третий популярный в России IM-мессенджер.
Сопоставление тарифов Mail.ru Агента и QiP дало интересный результат: цена вызовов у Mail.ru ниже, чем у QiP, причем по всем популярным направлениям разница в пользу Mail.ru составляет 1-3 копейки. Интересно, что если прейскурант QiP состоит из округленных цен, то прайс Mail.ru Агента оставляет ощущение скорректированности цен для получения лучшего результата. Так например, при звонках на российские мобильные телефоны тарифы QiP указаны как 2,4 руб., а Mail.ru Агента — 2,39 руб.
Представитель Mail.ru подтвердила в разговоре с CNews, что в компании действительно «недавно» произошел перерасчет тарифов, связанный с изменением курса доллара и цен оператора Sipnet, каналы которого используются для доставки голосового трафика Mail.ru Агента. Сроки этого пересчета представитель компании не уточнила.
Глава владеющей сервисом QiP компании «Медиамир» Михаил Гуревич заметил, что, хотя конкурирующий Mail.ru Агент и обладает ценовым превосходством в 1-2 копейки, звонки по QiP как правило обходятся потребителю дешевле: в отличие от конкурентов он использует посекундную тарификацию (при звонках через Mail.ru Агент тарификация поминутная).
Директор Skype по развитию бизнеса в России и Восточной Европе Радж Пател пояснил CNews, что тарифы его сервиса зависят от ряда факторов, не все из которых контролирует Skype. Так на цену влияет тариф, который взимается оператором за «приземление» трафика.
По словам Раджа, существенно экономить на звонках по сравнению с поминутным тарифом позволяют безлимитные тарифные планы Skype, и планы, построенные на предоставлении ежемесячных пакетов минут, которые позволяют снизить стоимость в расчете на минуту до 68 копеек (при звонках на городские номера в России).
Радж Пател заметил, что «конкуренция на рынке VoIP не сводится к ценам, и, с учетом цен, продуктовой линейки, доступности на разных платформах, качества звука и видео у Skype весьма прочные позиции».
Собственные VoIP-сервисы в России предлагают три мессенджера мгновенных сообщений: Mail.ru Агент, Skype и QiP. ICQ, с лета 2010 г. принадлежащая Mail.ru Group, также имеет голосовые сервисы - как «с компьютера на компьютер» (PC2PC), так и с выходом в сети внешних операторов (PSTN).
Ни один из опрошенных операторов не пожелал назвать CNews размер своей аудитории, пользующейся голосовыми услугами помимо чатов. Общая ежемесячная аудитория подписчиков QIP в конце 2010 г. оценивалась в размере 10,2 млн человек против 15 млн ежемесячной аудитории Mail.ru Агента. Skype, которым пользуются более 500 млн человек в мире, не раскрывает отдельных показателей по России.
Анализ рынка голосового IP - непростая задача, поделилась с CNews аналитик iKS-Consulting Ирина Якименко. В силу сложности исчисления этого рынка, iKS-Consulting пока не проводил его исследований. По ее словам, запланированные в перспективе отчеты по этому рынку скорее всего будут основываться на экспертных оценках.
Нынешняя оценка всего отечественного рынка VoIP-телефонии сводится не более чем к 3% всего рынка голосовых услуг, который по прогнозу Ирины Якименко, в 2010 г. составит 833 млрд руб. Таким образом VoIP-операторы в минувшем году, по оценке эксперта iKS-Consulting заработали около 25 млрд руб.
При этом, подчеркнула Ирина Якименко, доля трафика, созданного VoIP-операторами в российских сетях, существенно выше 3% трафика Рунета. Однако основная часть его не монетизирована, поскольку сформирована бесплатными звонками PC2PC.
|