Российское телевидение очень часто обвиняют в
деградации. Засилье развлекательных передач самого низкого качества
превращает голубой экран то в "желтую газету", то в перманентный
"Аншлаг". Научно-популярные проекты практически не задерживаются на
телеканалах, а между тем, именно в кризис сложилась та ситуация, при
которой зритель сможет повлиять на однотипность нашего ТВ.
Воспользуется ли он этим шансом, - большой вопрос.
"Кризис очень положительно сказался на телевидении, - полагает
Александр Цекало, - Шелуха отсеивается, люди концентрируют свои мозги,
начинают учиться экономить. Творческие люди стали более собранными.
Бездельники все равно остаются бездельниками независимо от того, есть
ли кризис или нет. А творческие люди… у них прицел становится точнее".
Телевизионные боссы формируют сетку вещания, исходя из докладов
специальных компаний, отслеживающих рейтинги. На раскрутку нового
формата в среднем отводится три месяца. Если шоу не оправдало ожиданий
и финансовых вливаний, его закрывают. Короче, сетку вещания формируем
мы сами, и она, к большому сожалению, состоит исключительно из
"развлекаловки". С научно-популярными проектами зритель, как правило,
не церемонится: смешную передачу смотреть куда интереснее, даже если
она бессмысленная. Да и сложившийся стереотип "наука - это занудно"
дает о себе знать.
Впрочем, кое-что начинает меняться. Несмотря на то, что все вокруг
ругают финансовый кризис, именно он может изменить облик российского
телевидения: сделать его не только развлекательным, но и
познавательным. То есть, по меньшей мере, неглупым.
Создание шоу в формате "инфотеймент" (развлекательная информация) стало
новым трендом сезона. На отечественном ТВ появилось сразу несколько
передач в этом русле: "Коллекция глупостей" с Максимом Кононенко на
НТВ, "Хочу верить" с Борисом Корчевниковым на СТС, обновленный
"Специальный корреспондент" на России. Научно-популярный фильм Павла
Лобкова "Гены против нас" взял долю 22, став одним из самых успешных
проектов осени. А значит, зритель проявляет к инфотейменту живой
интерес. В рамках нового тренда СТС запускает свои новости со вкусом
развлечения – "Инфомания". Премьера программы состоится 28 октября в 00
30.
Продюсеры тоже не дремлют. Научно-популярные фильмы и шоу порой
поражают бюджетом, но большинство из них являются не такими уж и
дорогими. А по части зрительского интереса ничуть не уступают
крупномасштабным развлекательным проектам.
Впрочем, сбить прицел российским креативщикам могут сами же зрители.
Телебоссам все равно о чем проект: они равняются на цифры и рейтинги.
При низкой доле аудитории большинство научно-развлекательных форматов
может быть закрыто. А значит, российское телевидение, которое сами
зрители давно уже обвиняют в деградации, снова превратится в набор
лубочных картинок и вечных "гыгы" госпожи Дубовицкой. Голосовать
"пультом" российский зритель пока еще учится.
|