Королевская академия инженерных наук Великобритании представила отчёт, посвящённый глобальным навигационным спутниковым системам (ГНСС). Британские учёные считают опасной излишне высокую зависимость различных сервисов от ГНСС.
Человечество, особенно жители развитых стран, активно пользуются ГНСС (преимущественно американской GPS) — напрямую или косвенно. Между тем, у спутниковых систем навигации имеется масса слабых мест, и глобальный или локальный сбой такой системы может вывести из строя множество других зависимых систем.
Среди слабых мест ГНСС эксперты академии называют риск нехватки спутников (на орбиту периодически нужно выводить новые спутники взамен старых, а это довольно трудоёмкое дело), возможность загрузки на них ошибочных данных, критических для работы системы, сбои в работе внутренних часов спутника, потерю сигнала в результате солнечных бурь и других природных явлений и т.п.
Существование многих из этих уязвимостей было подтверждено практически. Британские учёные ссылаются на целый ряд примеров, но и без них эти примеры регулярно всплывают в новостных заголовках. Скажем, минувшей осенью Южная Корея обвинила Северную в намеренном глушении GPS-сигнала с помощью российской аппаратуры.
А четыре года назад в жизни жителей калифорнийского Сан-Диего наступил двухчасовой Апокалипсис, когда находящиеся в местной бухте военные корабли в ходе учений моделировали ситуацию потери связи - и случайно заглушили GPS. Самолеты не могли сесть в аэропорту, системы управления кораблей свихнулись, мобильная связь пропала, банкоматы отказывались выдавать деньги, и т.д.
Что до вывода навигационных спутников на орбиту, то предание о трёх утопших Глонассах-М ещё свежо.
Отчёт Королевской академии инженерных наук предлагает целый ряд рекомендаций, которые бы, с одной стороны, повысили надёжность ГНСС, а с другой, уменьшили зависимость от них. В частности, предлагается ужесточить меры, запрещающие использование всевозможных "глушилок" (их можно купить в Интернете за какие-то 30 долларов), развивать альтернативные навигационные системы (в качестве примера приводится радионавигационная система наземного базирования eLORAN), повышать осведомлённость граждан о рисках сбоев в работе сервисов и устройств, зависящих от ГНСС, и т.п.
|