Стоит отдать должное компании Google — она не скрывает своих
революционных амбиций. Один из основателей интернет-гиганта — Ларри
Пейдж заметил в 2004 г.: «В конечном итоге поисковик будет интегрирован в
человеческий мозг, когда вы будете задумываться о предмете, о котором
знаете мало, нужная информация будет поступать в сознание
автоматически».
Научная фантастика? Импланты в мозг — это, конечно, риторика, но
воплощение утопии Пейджа не за горами. Вживлять что-либо в мозг нет
необходимости. Мы носим наши «импланты» в карманах и зовем смартфонами.
Алгоритмы Google вполне способны интерпретировать и предугадывать
наши устремления, так что предвидение Пейджа вполне может воплотиться в
реальный бесконечный и беспрепятственный информационный поток. Но для
этого Google нужен большой массив знаний о нас. Информация о том, что
именно мы обычно ищем, неплохое подспорье — как и данные о наших
передвижениях, знакомых, распорядке дня и любимых видео с котятами.
Часть этой информации уже собрана через наши браузеры, но в
разрозненной форме. В далеком 1996 году у Google еще не было планов по
захвату мира. Информация о пользователях собиралась через многие
сервисы, от электронной почты до онлайн-календаря, но скапливалась в
обособленных базах. А это усложняет создание «импланта».
В прошлом году Google объявила о новой политике конфиденциальности, в
рамках которой данные более чем 60 онлайн-сервисов компании
объединяются в одной базе — этот шаг значим с точки зрения бизнеса.
Самая явная причина — повысить притягательность интернет-аудитории для
рекламодателей. Предсказать, какая реклама тебя заинтересует, гораздо
проще, если за тобой следит весь Google, а не отдельный сервис.
Но есть и другая выгода, непосредственно относящаяся к «великой идее
импланта»: чем больше Google знает о нас, тем проще ей понять, чего мы
хотим сейчас или же захотим в ближайшем будущем. Последняя разработка
компании, сервис Google Now, анализируя сообщения по электронной почте,
намеченные встречи и активность в соцсетях, подсказывает, куда нам идти,
когда и с кем. Она даже может заказать нам машину, чтобы доехать до
места: смысл услуги в том, чтобы нам приходилось принимать как можно
меньше решений. Будущее «вживленного» информационного потока уже здесь —
вот только ему почему-то сопротивляются.
Например, власти шести стран Европы объявили о расследовании
соответствия политики конфиденциальности Google местному
законодательству. Перед этим семь месяцев шли консультации, в ходе
которых компания отвечала на вопросы крайне неохотно. От компании
требовали раскрыть, как она собирает персональную информацию в каждом из
сервисов, и объяснить, зачем и как эти данные объединяются в единую
базу. В компании убеждены, что объявленная в 2012 г. новая политика
конфиденциальности соответствует всем требованиям закона. А при нынешних
законодательных нормах, даже если в итоге расследования Google
оштрафуют, она не понесет существенных убытков.
Вот если будет реализовано недавнее предложение по созданию единого
регулятора ЕС в области защиты данных, который может накладывать на
провинившихся штрафы до 2% общего оборота, то Google рискует потерять $1
млрд. Впрочем, даже если европейские регуляторы сейчас ничего не
добьются, стоит их поблагодарить хотя бы за то, что ввязались в борьбу,
на которую не осмеливаются их коллеги по ту сторону Атлантики.
Европа, решительно защищающая частную жизнь как базовую ценность, не
может позволить себе действовать несогласованно — особенно во время,
когда самая влиятельная компания Кремниевой долины создает флотилию
«беспилотных» автомобилей и выпускает Google-очки, которые защитники
частной жизни сравнивают с камерами видеонаблюдения, которые мы по
неизвестным причинам соглашаемся взгромоздить на собственные головы.
Экспансия Google в реальный мир означает, что, если политика
конфиденциальности не изменится, а Google-очки и машины-роботы продолжат
развиваться нынешними темпами, то все, что Google знает о нас благодаря
нашим запросам в поисковике, нашей переписке в электронной почте и
пометкам в электронном ежедневнике, позволит компании показывать нам
рекламу, увязанную с теми предметами и местами, которые мы видим через
Google-очки.
Такое будущее многим может казаться заманчивым. Что ж, пусть так, но
мы должны найти способ узнать (причем не в общем виде, а со всеми
деталями), что происходит с нашими личными данными, когда мы доверяем их
Google, и сохранить хоть какой-то контроль над тем, какая информация
будет собираться и как долго храниться.
Европейские регуляторы не планируют мешать деятельности Google или
губить инновации в зародыше. Подобные предположения играют на руку
лоббистам Google, но не имеют ничего общего с реальностью. Как раз
наоборот: познав в полной мере революционную природу деятельности
Google, мы можем заставить компанию более ответственно вести себя по
отношению к пользователям.
Развитие техники, как заметил историк Кен Олдер, основано на простом и
радикальном предположении: «Настоящее — не более чем сырье, из которого
создается лучшее будущее». Может, это и правильно, да только не все
сырье одинаково. Если история Европы нас чему-то и учит, так это тому,
что некоторые виды сырья — к которым относится неприкосновенность
частной жизни — лучше хранить, даже если это усложнит путь к революции.
Революционному будущему, построенному на шатком
фундаменте, мы должны сказать решительное нет.
|