Украина стала интересна мировым тематическим
телеканалам. На прошлой неделе сразу два из них – Discovery и Disney –
объявили о запуске локальных версий. Каналы планируют зарабатывать на
рекламе и подписке на пакеты платного ТВ. Большинство украинских нишевых
каналов убыточны, говорят эксперты, но международные компании имеют
больше возможностей закрепиться на рынке.
На прошлой неделе два всемирно известных тематических телеканала –
Discovery и Disney – сообщили о начале вещания украинских версий. До сих
пор в кабельных сетях была доступна российская версия Discovery и
восточноевропейская Disney (до августа – канал Jetix). Discovery
сохранит вещание на русском языке, но адаптирует расписание программ к
киевскому времени. А Disney, вещавший на английском и русском языках,
теперь будет транслировать программы на русском и украинском языках с
приоритетом последнего. "Немногие дети в Украине хорошо знают
английский, поэтому вещание на английском вызывало недовольство
зрителей",– отмечает издатель отраслевого журнала Mediasat Александр
Глущенко.
Для получения прибыли на украинском рынке каналы будут использовать
различные бизнес-модели. В Discovery делают ставку на рекламные доходы и
уже заключили соглашение на обслуживание с сейлз-хаусом "Видео
Интернешнл Украина" (материнская компания "Видео Интернешнл" продает
рекламу Discovery в России). "Понятно, что доходы нишевых и крупных
эфирных телеканалов несопоставимы. Тем не менее нишевые каналы могут
приносить доходы в несколько миллионов гривен в год",– считает
генеральный директор "Видео Интернешнл Украина" Валерий Маштаков. По его
словам, канал интересен международным рекламодателям, чья целевая
аудитория – мужчины в возрасте 20-50 лет. "Эти компании работали с
Discovery в других странах, канал им понятен",– говорит господин
Маштаков.
Disney рассчитывает на увеличение доходов за счет отчислений от
операторов платного телевидения. "Основная наша бизнес-модель – платное
телевидение кабельных и спутниковых операторов, но по мере развития мы
будем рассматривать и другие варианты получения прибыли",– заявил
вице-президент и генеральный директор Disney в Центральной и Восточной
Европе Мачей Брал. В течение ближайшего года канал не планирует
продавать собственную рекламу, уточнили в компании.
Коммерческий успех каналов во многом будет зависеть от условий
соглашений с кабельными сетями. По оценкам Александра Глущенко, до сих
пор покрытие Disney в кабельных сетях не превышало 30%, цена за одного
абонента (отчисления кабельных операторов телеканалам) – около 20
центов. "Кабельных операторов не интересовал канал, который наполовину
вещал на английском языке. Пока компания не локализует контент,
операторы будут неохотно принимать канал в сеть, ведь их ресурс
ограничен",– говорит господин Глущенко. В свою очередь Discovery может
потерять часть доходов от подписки из-за продаж рекламы. "Зритель будет
недоволен рекламой на канале, за который он платит. Поэтому кабельные
операторы могут требовать снижения платы за абонента",– отмечает
Александр Глущенко.
Сейчас большинство нишевых каналов в Украине не являются прибыльными, но
у международных компаний больше возможностей заработать. "Затраты
иностранных каналов на украинском рынке меньше, так как контент
производится сетью",– говорит управляющий партнер группы Maxximum
(размещает рекламу на Maxxi TV, "Меню ТВ", "Гумор ТБ", "Первый деловой",
Music Box) Виктория Семененко. По ее словам, входящий в группу канал
Maxxi TV вышел на безубыточность за три года. "Первые два года каналы
будут работать на перспективу. При стабильном развитии рынка через 3-4
года доходы Discovery могут составить $5 млн в год",– прогнозирует
госпожа Семененко.
|