Национальный оператор спутниковой связи ФГУП
«Космическая связь» (ГПКС) через два года может стать крупной
телекомпанией, начав платное спутниковое вещание для частных
пользователей по типу «НТВ Плюс». Потенциально ГПКС — сильнейший игрок
рынка спутникового телевидения: компания контролирует большую часть
спутникового вещательного ресурса, дефицитного в России товара,
лимитирующего круг участников рынка спутникового ТВ. К 2012 г. в
распоряжении ГПКС будут два новейших спутника непосредственного вещания
«Экспресс», которые охватят европейскую часть России, Урал и Восточную
Сибирь. Поэтому руководство госпредприятия думает о создании
собственного спутникового вещателя, который принял бы участие в освоении
рынка платного ТВ, годовой объем которого превышает $ 1 млрд.
Конкуренты считают успех ГПКС на новом рынке неочевидным, подчеркивая,
что все будет зависеть от продукта, который предложит компания.
Спутниковая аудитория растет на 16% в год
О намерении ГПКС попробовать силы на рынке спутникового ТВ сегодня
рассказала заместитель гендиректора компании Ксения Дроздова, выступая
на конференции операторов и пользователей спутниковой связи SATRUS: «Мы
рассматриваем несколько сценариев развития компании, выхода на новые для
себя рынки. Среди наиболее перспективных направлений — широкополосный
доступ, создание и эксплуатация виртуальных частных сетей и спутниковое
телевидение, растущий и перспективный рынок».
По данным iKS-Consulting, в 2009 г. число абонентов платного телевидения
увеличилось на 16%, до 19 млн. Денежный объем рынка при этом достиг 27
млрд руб. При этом лучше всего бизнес вырос как раз у спутниковых
компаний: одна компания «Триколор ТВ» подключила 1,2 млн абонентов — их
привлекла возможность бесплатно смотреть пакет федеральных телеканалов.
Два новых спутника будут у ГПКС в 2012 г.
Аудитория спутниковых операторов растет, а дефицит вещательного ресурса
обостряется. Общая ситуация на этом рынке сегодня мало отличается от
середины 90-х гг. прошлого века, когда для организации полноценного
спутникового вещания на Россию Владимиру Гусинскому пришлось запускать
собственный спутник. Выступавшие на конференции SATRUS эксперты обещали,
что в ближайшие годы спутниковые каналы будут дорожать на 7% в год.
ГПКС дефицит спутникого ресурса не грозит. В случае если госкомпания
решится выйти на рынок платного ТВ, в 2012 г. она сможет начать вещание
на европейскую часть России, Урал и Восточную Сибирь. Вчера ГПКС
подписала соглашение о производстве трех новых спутников, два из которых
— «Экспресс-АТ1» и «Экспресс-АТ2» — спутники непосредственного вещания.
«Наши планы по выходу на рынок спутникового ТВ связаны с появлением
новых спутников — говорит Ксения Дроздова. — Форма нашего участия может
быть любая — например, может быть создана самостоятельная компания,
выбран какой-то партнер».
Что говорят конкуренты
Крупнейшие операторы спутниковых платформ сдержанно оценивают
перспективы ГПКС на рынке платного ТВ. «В данном случае все будет
зависеть от продукта, а не от технического ресурса, — считает
маркетинг-директор „НТВ Плюс" Алексей Журавлев. — ГПКС вряд ли будет
производителем оригинального продукта, поэтому надо понять, что из уже
существующих она предложит, в каких пакетах и по какой цене. Время
ценовых войн на рынке спутникового ТВ уже прошло: вряд ли какой-то
экономический смысл есть в том, чтобы бить наше предложение „Лайт" — 36
каналов за 99 руб. в месяц».
PR-директор «Триколора» Анна Сопова высказалась в том же духе:
«Формирование конкурентноспособного пакета каналов занимает не один год.
Возможно, что через два года, когда спутниковая платформа ГПКС начнет
работать, все механизмы привлечения новых абонентов спутникового ТВ
будут уже реализованы и рынок в основном поделен».
|