Абонентская база услуги спутникового ТВ в России к концу 2012 г
превысит 8 млн домохозяйств, проникновение составит 15 проц. Об этом
говорится в исследовании аналитической компании J'son & Partners
Consulting. По данным исследования, к
концу 2010 г услугами спутникового телевидения в России пользовалось
более 6,2 млн абонентов. Уровень проникновения услуги составил 12 проц
от общего количества домохозяйств в России. По сравнению с концом 2009 г
абонентская база пользователей услуги спутникового телевидения в 2010 г
выросла на 24 проц. Рынок спутникового телевидения в 2008 г составил
около 7,4 млрд руб. По
мнению аналитиков, несмотря на неблагоприятные условия для развития
услуги платного телевидения в 2009-2010 гг в связи с последствиями
мирового экономического кризиса, спутниковый сегмент получает все более
значимые позиции на российском медиарынке. Во многом этому
способствует появление все большего количества спутниковых операторов,
что способствует снижению тарифов и повышению географической
доступности услуги среди всех слоев населения России. До
2005 г монополистом на российском рынке спутникового телевидения
являлся оператор "НТВ+", предлагающий услуги в ценовом сегменте
"премиум". Компания позиционировала себя как оператора эксклюзивного
медиапродукта, что позволило подключить к услуге платного спутникового
телевидения более 610 тыс домохозяйств к концу 2008 г. С
появлением в 2005 г на рынке оператора "Триколор ТВ", ориентированного
на массовый сегмент, спутниковое телевидение вступило в фазу активного
роста, став единственным доступным решением в местах, где отсутствует
телекоммуникационная инфраструктура. По
оценкам аналитиков J'son & Partners Consulting, к концу 2010 г
объем рынка платного ТВ в России составил более 8 млрд руб, что на 3
проц больше, чем в 2009 г. Аналитики считают, что произошло снижение
темпов роста объема рынка в денежном выражении, и, следовательно, и
показателя ARPU. Последняя тенденция обусловлена появлением у
большинства операторов дешевых базовых тарифов /в пределах 150 руб/ как
инструмента для удержания и привлечения новой абонентской базы. Аналитики
J'son & Partners Consulting полагают, что рост абонентской базы
платного ТВ в России в ближайшие годы продолжится. Однако темпы
прироста абонентской базы спутникового телевидения будут постепенно
снижаться. Этому будет способствовать обострение конкуренции с другими
видами телевизионного вещания, для которых характерны невысокие
первичные затраты пользователя и интерактивность. В исследовании J'son
& Partners Consulting выделяются следующие главные тенденции
развития рынка спутникового телевидения в России: - удешевление тарифов и, как следствие, снижение показателя ARPU; -
переход большинства операторов на стандарт вещания DVB-S2, что
позволяет более эффективно использовать спутниковый ресурс: улучшать
качество и количество транслируемых телеканалов, предоставлять услуги
HDTV и 3D; - снижение темпов прироста абонентской базы у лидера рынка - оператора "Триколор ТВ"; -
повышение уровня конкуренции, в условиях которого операторы вынуждены
бороться за каждого абонента путем увеличения числа базовых каналов
и/или снижения тарифов. По
данным J'son & Partners Consulting, крупнейшими игроками на
российском рынке спутникового телевидения являются операторы "Триколор
ТВ", "НТВ+" и "Орион Экспресс". На долю этих операторов приходится
более 95 проц всей абонентской базы спутникового телевидения. Также на
рынке присутствуют операторы, запустившие услугу спутникового
телевидения в коммерческую эксплуатацию в 2009-2010 гг: "Радуга ТВ" и
"Платформа HD". К концу 2010 г данные проекты не смогли набрать
существенной абонентской базы /менее 5 проц от общей абонентской базы/. Наибольшая
абонентская база услуги спутникового телевидения по состоянию на конец
2010 г зафиксирована у оператора "Триколор ТВ" – более 5 млн
домохозяйств. Активному росту абонентской базы способствовали
минимальная абонентская плата /50 рублей в месяц/ и самый большой /по
сравнению с предложениями других операторов спутникового телевидения/
набор бесплатных телеканалов /11 телеканалов/. На
2-м месте по абонентской базе находится оператор "НТВ+" - 630 тыс
подключенных домохозяйств. Далее следует оператор "Орион-Экспресс",
абонентская база которого насчитывает около 300 тыс домохозяйств.
Наименьшие абонентские база зафиксированы у операторов "Платформа HD" и
"Радуга ТВ": 50 и 150 тыс подключенных домохозяйств. По
оценкам J'son & Partners Consulting, по итогам 2010 г количество
абонентов спутникового телевидения в мире достигло около 104 млн
домохозяйств. Уровень проникновения составил 4,1 проц от общего
количества домохозяйств. Наибольшая
часть абонентской базы спутникового телевидения сосредоточена в
странах Европы /36 проц или 37,6 млн домохозяйств/ и Северной Америки
/34 проц или 35,6 млн домохозяйств/. Восточная Европа существенно
отстает по уровню развития спутникового телевидения /количество
абонентов в 4 раза меньше, чем в Западной Европе/. Ведущими
операторами спутникового телевидения в станах Северной Америки
являются компании DirecTV и Dish Network. В странах Западной Европы
лидирует оператор BSkyB, к концу 2010 г его абонентская база превысила
9,5 млн. В Восточной Европе по числу подключенных домохозяйств первое
место занимает российский оператор спутникового телевидения "Триколор
ТВ".
|