Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты исследования, посвященного отношению российских пользователей Интернета к опасному контенту в Сети.
Подавляющее
большинство пользователей Интернета сталкивались с проблемой
доступности опасного контента в сети (84%). Ничего неизвестно об этом
только 14% «интернетчиков».
При этом, три четверти пользователей
«всемирной паутины» (74%) признались, что лично встречали в Сети такую
информацию (часто или время от времени). И, чем моложе аудитория
пользователей, тем чаще они сообщают, что сталкивались с этим (83%
18-24-летних против 50% пожилых). Лучше, чем остальным, проблема
опасного контента лично знакома жителям обеих столиц (77%), хотя и в
остальных населенных пунктах этот показатель высок (от 70 до 75%).
Пользователи
Интернета, как правило, негативно относятся к тому, что подобная
информация находится в открытом доступе (82%). Больше таких респондентов
среди женщин (89%, среди мужчин - 76%). Среди пожилых россиян
противников доступности опасного контента также оказалось больше, чем
среди молодежи (85% против 78% соответственно). Существенно меньше тех,
кто демонстрирует индифферентную позицию (12%) или же, напротив,
одобряет свободный доступ к опасному контенту (4%).
В целом,
«интернетчики» склонны выступать за ограничение доступа пользователей к
опасной информации. «Лидеры запрета» - призывы к вступлению в
радикальные, экстремистские группировки (92%), в религиозные секты
(91%), материалы, содержащие сцены агрессии, насилия (91%),
порнографические материалы (90%). Большинство опрошенных также
поддерживают запрет на информацию об оружии и его производстве (89%), о
суициде (89%), тексты, содержащие нецензурную лексику (84%). Наибольшую
лояльность «интернетчики» проявили к информации о финансовых
негосударственных компаниях (за ее запрет 75%).
Подавляющее
большинство опрошенных убеждены в необходимости борьбы с подобной
информацией в Интернете и уверены, что это поможет снизить угрозу для
населения, связанную с ее распространением (87%). Эту позицию разделяют,
прежде всего, женщины (91%), 25-34-летние и 45-59-летние (по 90%) и
высокообразованные респонденты (90%).
Оценивая сегодняшнюю
политику по борьбе с распространением подобной информации в Интернете
государственными и негосударственными структурами, респонденты, как
правило, приходят к выводу, что она неэффективна (52%). Обратного мнения
придерживаются только 6%. Впрочем, значительная часть опрошенных не
смогла оценить эффективность борьбы, т.к. ничего не знает об этом.
Большинство
пользователей Интернета, в семье которых есть дети младше 12 лет,
стараются оградить их от опасной информации (76%). Чаще всего это личное
присутствие родителя при пользовании ребенком Сетью (34%). Также
распространена установка антивирусов (22%) и программ, блокирующих
«всплывающие окна» (21%). Несколько меньше тех, кто подключает к
компьютеру программу «родительского контроля» (14%) или использует
специальные настройки браузера (8%). Около четверти опрошенных родителей
(24%) не предпринимают никаких мер.
Три четверти опрошенных
пользователей Интернета поддерживают реализацию «Единого черного списка
сайтов в сети Интернет» (73%). Основные аргументы сторонников этой меры -
вера в ее эффективность, сокращение «негатива и грязи» в Сети,
возможность обезопасить детскую аудиторию пользователей. Против создания
«черного списка» выступают 9% опрошенных и объясняют это, как правило,
опасением в том, что мера спровоцирует нечестную конкуренцию, в
результате которой пострадают невиновные сайты, и восприятием этой меры
как попытки ущемить права пользователей или посягательством на свободу
информации.
Что касается личной готовности участвовать в
реализации «черного списка», то большинство пользователей (70%)
сообщают, что при возможности отправили бы уведомление с жалобой на
сайт, содержащий опасную информацию. Отказались бы от участия в этом
17%, главным образом, потому, что не хотят тратить на это время, не
имеют личной заинтересованности в решении проблемы, не верят в
положительный результат, а также нежеланием быть «стукачом».
|