Более половины российских интернет-пользователей не могут отличить
легальный контент от нелегального, говорится в совместном исследовании
фонда "Общественное мнение" (ФОМ) и журнала "Интернет в цифрах", сообщает РИА Новости.
"Эта
цифра наглядно демонстрирует, насколько для людей, выходящих в сеть,
во-первых, неочевидны различия между пиратским и легальным контентом, а
во-вторых, насколько далека от них эта проблема", - отмечают авторы
исследования.
Аналитики констатируют, что потребление аудио и
видео контента в интернете - весьма популярное занятие. Около 37
миллионов человек (более чем две трети - 69%) интернет-аудитории
просматривали/прослушивали или скачивали медиа контент в сети. При этом
потребление - просмотр (50% от месячной доли интернет-аудитории) и
скачивание (37%) - более "тяжелого" видео более популярно, чем
прослушивание (33%) или скачивание (30%) аудио.
Несмотря на
высокую долю потребления медийной информации в интернете, лишь четверо
из десяти пользователей (41%) заявляют о том, что им приходилось
сталкиваться с предупреждением о запрете правообладателя на просмотр или
скачивание контента. Чаще, чем в среднем, обращаться к защищенному
правообладателем контенту приходилось мужчинам (46%), а также молодым
пользователям 18-35 лет (45%), что может быть связано с особенностями
потребляемого контента в этих демографических группах.
Весьма
вероятно, считают аналитики, что неспособность отличить "хороший"
контент от "плохого" связана с размытостью понятия "легальное" в сети и
отсутствием четких критериев отделения одного от другого. Для
большинства пользователей, заявивших, что они отличают легальный
контент, ключевыми идентификаторами являются хорошее качество (27%),
платность (24%) и необходимость регистрации (9%).
Несмотря на
очевидность бытующего представления о том, что легальный контент чаще
всего является платным, реально платить за просмотр или скачивание
информации готова лишь четверть интернет-пользователей (24%). Абсолютная
цифра примерно в 13 миллионов человек демонстрирует, что даже такой
незначительной доли достаточно для создания масштабного рынка платного
контента в сети.
В то же время авторы исследования отмечают, что
даже среди тех, кто может отличить легальный контент от нелегального,
только чуть больше трети (36%) заявляют, что готовы платить за легальный
интернет-контент.
Готовность платить за легальное, главным
образом, связана с характеристиками получаемого за деньги контента, либо
с нравственной стороной вопроса. Так, 29% пользователей готовы платить
за высокое качество, еще 20% - за надежность и безопасность. Из-за
уважения к труду автора и закону платить готовы 11% и 9% пользователей
соответственно.
По мнению аналитиков, самым главным барьером для
потребления платного легального контента в интернете оказывается
финансовый аспект. Ожидаемым для них оказалось то, что больше всего
пользователей (40% среди заявивших, что не готовы платить за контент)
ссылаются на отсутствие финансовой возможности или дороговизну контента.
Более интересно то, что примерно каждый десятый (13%)
интернет-пользователь, заявивший о неготовности платить за легальный
контент в сети, объясняет свою позицию тем, что не видит смысла платить
за то, что можно найти в интернете бесплатно, а еще 9% считают, что
достаточным является факт оплаты доступа к интернету, отмечают авторы
исследования.
|