Сразу несколько новых проектов, нацеленных на
привлечение к экрану зрителей того или иного типа, появились в эфире
ведущих телеканалов. При этом «Первый» сделал ставку на продвинутую
городскую молодежь, «Россия» — на интеллигенцию, а канал «НТВ» решил
расширить аудиторию за счет представителей среднего класса.Подобная
активность – не причуда и не блажь продюсеров и программных директоров,
а, если хотите, способ ведения борьбы за выживание. Ведь на протяжении
последних лет отечественное ТВ ориентировалось на самые примитивные
формы зрелищ, бесконечное эксплуатирование одних и тех же медийных лиц,
нескрываемое отношение к зрителю как к скотине, чьей единственной
потребностью является получение порции виртуальной жвачки. Премьерами
очередных сериалов и шоу в такой ситуации не отделаешься. Очевидно, что
телевидению остро необходима качественно новая аудитория – умная,
активная, идущая в ногу со временем. Получить ее без внесения
кардинальных изменений в программную политику попросту невозможно.
И ветер телевизионных перемен подул. Раньше других проснулся «Первый
канал». «Первая кнопка» пошла на смелые эксперименты и решила завоевать
внимание образованной молодежи, проживающей в мегаполисах. Именно на
этот сегмент аудитории был ориентирован ночной канал «Городские
пижоны», начавший работу летом прошлого года. Тогда продвинутому
зрителю предлагали модные западные сериалы вроде «Офиса», претенциозные
артхаусные ленты и маловразумительный конферанс Кати Гордон.
И вот снова лето, и экспериментальный проект «Первого канала»
возобновил свою работу. Теперь по будням после полуночи для молодых и
успешных идут избранные зарубежные телесериалы – «Секретарши»,
«Массовка», «Грязные мокрые деньги». Все эти проекты вводят нас в мир
богатых и знаменитых. Последний, разумеется, демонстрирует главным
героям свою хищную пасть и не спешит поверить их слезам.
Пожалуй, все три проекта обречены на зрительский успех. Во-первых, в
каждом присутствуют актуальные для современной эпохи типажи, будь то
самоуверенные и амбициозные девицы из «Секретарш» или холеные
папенькины сынки и дочки из «Грязных мокрых денег». Во-вторых, истории,
рассказанные в новых сериалах, так или иначе отсылают нас к культовым
для российского зрителя телепроектам. Скажем, любовные похождения
четырех красоток из «Секретарш», конечно же, напоминают «Секс в большом
городе». А в саге о Дарлингах не так сложно увидеть этакий римейк
«Санта-Барбары» (и заодно – десятка других заморских «мыльных опер» о
наполненной интригами жизни богатых семей). Впрочем, базовых сюжетных
схем даже в литературе не так много. Борхес, помнится, насчитал всего
четыре. Что же тогда взять с телевидения, которое и искусством-то не
является?
На своеобразный эксперимент пошел также канал «Россия». В начале этой
недели здесь состоялась премьера фильма «Подстрочник», посвященного
судьбе прославленной переводчицы Лилианны Лунгиной — человека, давшего
нам возможность прочесть произведения Стриндберга, Ибсена, Гамсуна,
Виана, Бёлля, а также любимые с детства книги Астрид Линдгрен. Авторы
«Подстрочника» наделили свой проект весьма необычной жанровой
маркировкой – «документальный телероман». Генеральный продюсер канала
«Россия» Сергей Шумаков сравнил новый фильм с прустовским циклом «В
поисках утраченного времени». И пусть подобная претенциозность не
отпугнет зрителя: «Подстрочник» оказался грандиозным, насыщенным
философским смыслом телевизионно-документальным полотном, охватывающим
весь ХХ век и показывающим его глазами удивительно мудрой женщины.
Основу фильма составили монологи Лунгиной. Про таких людей обычно
говорят: «человек уникальной судьбы». Детство, проведенное в Германии и
во Франции, возвращение на родину в начале 30-х, новая встреча с
Европой 50 лет спустя – вот лишь некоторые вехи ее долгой и, наверное,
по-настоящему счастливой жизни. В «киномонологе» Лилианны Лунгиной
соединились исповедь, потрет на фоне эпохи, сама эпоха, бесценным
свидетелем и выразителем духа которой выступила знаменитая переводчица.
Судьбы иммигрантов «первой волны», репрессии 37-го года,
студенческо-профессорская среда послевоенных лет, распад СССР – обо
всем этом Лилианна Зиновьевна говорит предельно простым и в то же время
необычайно изящным слогом, сочетая глубоко личные воспоминания с
рассказами о крупнейших событиях общественной, «роевой» жизни.
«Подстрочник» делался целых одиннадцать лет, затем еще год лежал на
полке. Автор фильма Олег Дорман долго ходил по телеканалам и везде
получал отказ. Лишь после того, как на помощь ему пришли Григорий
Чхартишвили (он же — Борис Акунин) и Леонид Парфенов, лично
пообщавшийся с непреклонными медиа-менеджерами, проект согласилась
показать «Россия». Очевидно, телепродюсеры опасались ставить в эфир
непривычный для массового зрителя неспешный и философичный фильм о
судьбах отечественной интеллигенции, который скорее подходит для
«Культуры», но не для центрального канала. Как выяснилось, опасения
были напрасными: аудитория, судя по восторженным отзывам на
интернет-форумах, приняла «Подстрочник» на «ура».
Пока на «России» вспоминали о прошлом, предприимчивый «НТВ»
сосредоточился на настоящем и ближайшем будущем. Этот телеканал провел
премьеру программы «Средний класс». Отныне все обеспеченные и
перспективные граждане с активной жизненной позицией смогут ежедневно
смотреть специальное экономическое обозрение (если, конечно, в 11 утра
они будут находиться у телевизоров, а не в офисе на совещании). Речь в
нем пойдет о важнейших для любого представителя среднего класса вещах –
ценах на жилье, банковском секторе, увольнениях, кредитах и т.п.
Интересно, кстати, что согласно официальной статистике, к упомянутой
прослойке можно отнести 20-25% населения страны (данные за 2008 г.), а
по мнению независимых экспертов – лишь 7%. О том, как на численность
российского среднего класса повлиял экономический кризис, можно только
догадываться. Впрочем, продюсеров нового делового проекта «НТВ» эти
нюансы не смущают. Средний класс для них – те, кто даже «в непростых
экономических условиях хочет сохранить привычный уровень жизни и с
уверенностью смотрит в будущее».
Наверное, люди, делающие наше телевидение, также могут быть отнесены к
«middle class». По крайней мере, последние шаги, предпринятые ими,
доказывают: российское ТВ может смотреть в будущее с уверенностью,
поскольку без зрителей оно, судя по всему, в ближайшее время не
останется.
|