Удивительные способности этих маленьких обезьянок обнаружил лингвист Энсгар Эндресс из Гарвардского университета. Он исследовал реакцию 14 эдиповых тамаринов или, как их еще называют, пинче на аудиосигналы. Сперва ученые последовательно проиграли приматам несколько ничего не значащих слов с общей приставкой «шой»: «шойби», «шойла», «шойка», «шойна». На следующее утро тамарины заслушали еще несколько слов с приставкой «шой», но с другим корнем. В этот перечень ученые включили несколько перевертышей, то есть слов, у которых «шой» ушло в конец формы и стало суффиксом, к примеру — «брейншой». Гипотеза Эндресса заключалась в том, что если пинче способны распознавать аффиксы, услышанные днем ранее, то они должны посмотреть в сторону динамиков, услышав слово, нарушающее грамматическое правило. «Именно так они и поступили», — отметил обрадованный лингвист. Аналогичные результаты были получены при работе с другой группой тамаринов, которым проигрывали слова с общими суффиксами «бишой», «лашой». Высокоразвитая память приматов Тот факт, что обезьяны понимают местонахождение префиксов и суффиксов без предварительных тренировок с использованием пищи, не доказывает, что они владеют речью или грамматикой. Однако это указывает на то, что их память способна распознавать лингвистические структуры. Человеческая память так устроена, что людям легче всего отслеживать первую и последнюю части слова, пишет научное издание New Scientist. «Это базовый и общепризнанный факт. Если вы попробуете запомнить последовательность NBGHQPZRXV, то проще всего вспомнить, что в начале стояла N, а в конце — V, чем четвертую позицию буквы H», — объяснил Эндресс. Опыт над пинче показывает, что грамматические способности больше связаны с базовыми функциями памяти, чем с речью, которой никто, кроме людей, не владеет. Исследование американских ученых также объясняет, как происходит процесс обучения правилам английского и многих других языков, где аффиксация играет важную роль при образовании времен, форм, падежей и изменении смысла слова. «Когда ребенок учится прошедшему времени, он может ошибиться и неправильно использовать суффикс, однако он никогда не перепутает его местоположение. Вы никогда не услышите от него «л-ходи» вместо «ходил», — отметил в интервью «Би-би-си» вовлеченный в исследование психолог Марк Хозер. «Скорее всего, дети, как обезьянки, отслеживают первую и последнюю части слов. Возможно, что именно этот механизм организации памяти они используют при обучении правилам аффиксации», — полагает Эндресс.
|