Уровень распространения корпоративного свободного программного
обеспечения (СПО) в Западной Европе достиг критической массы,
утверждают в IDC: это сигнал тревоги для проприетарных вендоров. Опрос, проведенный IDC среди 515 топ-менеджеров, принимающих
решения о закупках ИТ в западноевропейских компаниях с численностью
персонала свыше 50 человек, показал на удивление высокий уровень
использования корпоративного ПО с открытым исходным кодом. 9%
респондентов используют СПО в качестве клиентских приложений, а еще 7%
- в качестве CRM.
Согласно опросу, основной фактор, подталкивающий компании к
внедрению СПО, - это отсутствие авансовых лицензионных платежей, а
также более низкий (по сравнению с проприетарным ПО) показатель
совокупной стоимости владения (TCO). Вместе с тем, наибольшие опасения
в связи с внедрением СПО вызывает уровень его поддержки и качество
самого продукта.
«На рынке корпоративных приложений, где крупные вендоры занимают
долю не выше 10%, уровень проникновения в 9% и 7% является очень
высоким, - комментирует Бо Ликкегард, директор по исследованиям
европейского направления корпоративных приложений и серверов IDC. –
Конечно, сам факт использования может означать что угодно – как на
уровне департамента, отдела, так и масштаба предприятия. По нашим
прогнозам, большинство пользователей корпоративного СПО будут
одновременно использовать и проприетарные приложения. Несмотря на эту
небольшую оговорку, результаты исследования показали, что уровень
распространения свободного ПО класса ERP и CRM уже достиг критической
массы и должен стать тревожным сигналом для каждого проприетарного
вендора, особенно для тех, кто работает в сегменте среднего бизнеса».
Ликкегард также отмечает, что разработчики корпоративного СПО
привлекают акционерное инвестирование, в том числе со стороны
финансовых «тяжеловесов», и обычно растут темпами свыше 20% в год и
даже выше. Как полагают в IDC, одним из последствий роста популярности
корпоративного СПО станет обострение ценовой конкуренции, особенно в
сегменте средних компаний. «Мы не ожидаем религиозных войн между
лагерями вендоров СПО и проприетарного ПО, - подчеркивает эксперт. –
Скорее, основная битва будет за то, кто сможет предоставить заказчику
больше ERP или CRM в расчете на евро».
В России ситуация с распространением корпоративного СПО отличается
не в лучшую сторону. По словам Петра Городецкого, аналитика IDC по
рынку программного обеспечения, опыт использования бизнес-приложений в
странах Западной Европы заметно богаче, ИТ-рынок более насыщен, а
политика стимулирования на государственном уровне Open Source-решений в
регионе более развитая, нежели в России. «У нас же на рынке всё ещё
мало ERP-решений Open Source (могу привести пример Compiere), да и
российские пользователи в сегменте малого и среднего бизнеса,
предпочитают готовые ERP-решения», - подчеркивает эксперт.
|