Ситуация с формированием электронного правительства в России на уровне всех ведомств – критическая. К такому выводу пришли эксперты Института современного развития, проанализировав, сколько из поставленных задач в этой сфере доведены до «победного конца». Институт современного развития совместно с Институтом развития информационного общества подготовили доклад о развитии в России электронного правительства. В нем оценивается, насколько органы государственной власти готовы взаимодействовать с населением при помощи современных технологий. Основной вывод доклада – ситуация в этой сфере «критическая».
Среди населения уровень проникновения информационных технологий достаточно велик, темпы распространения интернет-доступа в нашей стране являются одними из самых высоких в мире, развивается электронная коммерция, интернет-банкинг и другие сегменты информационного общества. Кто не готов использовать все эти технологии во благо, так это федеральные власти, говорится в документе.
Говоря о слабом прогрессе в области электронного правительства, эксперты института ссылаются и на данные независимых международных рейтингов. В частности, на регулярно публикуемый рейтинг ООН. Так, согласно его данным, Российская Федерация по уровню готовности к электронному правительству в 2005 г. занимала 50-ое место, в 2008 г. уже только 60-ое место из 192 государств.
Такое значительно ухудшение позиций России было связано с резким провалом по индексу развития государственных веб-сайтов. Этому аспекту проблемы в докладе Института современного развития уделено особое внимание. Модифицировав методику, применяемую ООН для оценке государственных веб-ресурсов, аналитики провели собственный анализ сайтов федеральных органов власти на основании 48 критериев.
В ходе этого исследования был составлен рейтинг сайтов 82-х органов исполнительной власти. В первой тройке оказались интернет-площадки Федеральной налоговой службы (недавно получившей одобрение Президента), Федеральной таможенной службы и Федерального агентства связи. Худший сайт, согласно рейтингу, у Министерства энергетики.
В ходе исследования выведена статистика, которая свидетельствует о крайне низком проникновении полезных населению сервисов на госсайтах. Так, только 59% из них приводит описание своих услуг, также только половина ведомств (52%) потрудились указать места приема граждан и всего лишь четверть (25%) – приемные часы. Лишь на половине сайтов имеются разделы типа «интернет-приемная».
Если, например, половина (51%) ресурсов предлагает скачать бланки различных форм для заполнения, то только 6% позволяет передать их затем в онлайн. Доступ к ведомственным учетным системам предоставляется лишь в 19% случаев. Возможность использования электронной цифровой подписи в явном виде указана только только на веб-сайтах двух ведомств.
Безусловно, такая ситуация с интернет-ресурсами – показательна в отношении уровня развития электронного правительства в нашей стране, но представляет собой лишь верхушку айсберга. Большая часть доклада посвящена анализу причин столь невыразительных достижений в этой области.
Корень зла в данной ситуации состоит в отсутствии до настоящего времени законодательных нормативных правовых актов, которые бы регламентировали порядок перехода на предоставление госуслуг в электронном формате. «Фактически сорваны все сроки, определенные президентом и правительством для подготовки и принятия соответствующих нормативных актов. По некоторым поручениям и решениям задержка в принятии соответствующих нормативных актов превышает один год», - заявляют специалисты института.
В числе других негативных факторов, влияющих на ситуацию: отсутствие решений о порядке учета имеющихся в ведомствах информационных систем и их интеграции, в целом в переходе к электронному правительству на уровне отдельных ведомств отсутствует комплексный подход. Координация процесса осуществляется неэффективно: многие межведомственные структуры являются избыточными.
В докладе говорится также о крайне низкой эффективности расходования бюджетных средств на электронное правительство. И это при том, что на госсзакупки в сфере ИТ приходится от 15 до 20% всех закупок. 90% выделяемых денег проходят через отдельные ведомства, распоряжающиеся ими без применения единых стандартов, с дублированием выполняемых работ. Развитие инфраструктуры электронного правительства зачастую сводится к закупкам компьютерной техники и организации доступа в интернет.
«Можно констатировать увеличивающийся за последнее время разрыв между тем значением, которое придает высше руководство страны задачам формирования в Российской Федерации электронного правительства, и достигнутыми практическими результатами», - резюмируют специалисты Института.
В пресс-службе Минкомсвязи доклад оставили без комментариев. Стоит отметить, что недавно проблему низкой эффективности правительственной информатизации озвучивал и глава Минкомсвязи Игорь Щеголев. По его инициативе в скором будущем планируется создать совет главных конструкторов, который будет утверждать приоритетные направления информатизации, а также общие требования и стандарты на ИС. Минкомсвязи оценило потери от дублирования функций в информационных системах разных ведомств. Они составляют до 30% от выделяемых на информатизацию сумм. Для того, чтобы исключить такие потери в будущем, планируется ввести обязательную регистрацию и создать реестр ведомственных ИС.
Напомним, что правительство РФ одобрило концепцию формирования электронного правительства еще в 2007 г. Она была представлена тогдашним министром информационных технологий и связи РФ Леонидом Рейманом (в настоящее время является советником президента РФ и членом попечительского совета Института современного развития). Ее реализация была рассчитана на срок до 2010 г. включительно. Согласно плану, в 2008 г. должна была завершиться работа по подготовке и утверждению необходимых документов, следующие два года должны были быть потрачены на практическое внедрение. Тогда, в 2007 г., окончательный список мероприятий обещали подготовить в течение 3 месяцев, но до сих пор он представлен не был.
Также предполагалось, что к 2010 г. десять наиболее востребованных услуг государственной власти будут предоставляться в режиме «одного окна» в электронном виде. Между тем, единый портал государственных и муниципальных услуг, который должен был заработать с 1 января 2009 г., до сих пор не предоставляет госуслуги в электронном виде. Выступая на заседании Совета по развитию информационного общества РФ в феврале этого года, президент Дмитрий Медведев назвал существование электронного правительства в России «химерой».
|