В Комсомольске-на-Амуре при взлете сгорел опытный образец Су-35
В воскресенье, 26 апреля, при испытаниях на аэродроме «Дземги», принадлежащем авиазаводу корпорации Сухого в Комсомольска-на-Амуре разбился новейший российский истребитель пятого поколения Су-35. К счастью, пилот – летчик-испытатель Евгений Фролов не пострадал и сумел катапультироваться.
Катастрофа произошла во время взлета – самолет на ВПП столкнулся с неким препятствием, в результате чего полностью разрушился и сгорел.
Что это за препятствие могло быть – выехавший на полосу заправщик или другой самолет – военные не сообщают. Да и вряд ли мы о то когда-нибудь узнаем, ведь все, что связано с эти истребителем – строжайшая государственная тайна.
Единственная информация, просочившаяся в СМИ – разбился опытный экземпляр с порядковым номером н борту "03". Известно, что всего построено три Су-35.
По факту крушения новейшего российского истребителя Су-35 на испытаниях в Комсомольске-на-Амуре сформирована специальная комиссия, которая приступила к выяснению обстоятельств происшествия. Об этом сообщил в понедельник Виталий Тюлькин, советник гендиректора по связям с общественностью авиазавода Комсомольска-на-Амуре.
Впервые Су-35 вышел на летные испытания в феврале 2008 года. Его старт состоялся в подмосковном Жуковском. Второй экземпляр поднялся в воздух в Комсомольске-на-Амуре в октябре того же года. До катастрофы Су-35 совершил больше сотни вылетов, в ходе которых проводились испытания системы управления полетом. Ранее были объявленные сроки начала серийных поставок российским и зарубежным заказчикам - 2011 год.
За прошедший год были завершены статические испытания опытного образца в части достижения предельных режимов при подтверждении летных характеристик. Во втором квартале текущего года планировалось подключить к летным испытаниям еще один самолет и довести количество полетов на трех истребителях до 150-160. Теперь это, увы, вряд ли получится.
Проект со скандалом...
Вообще, реализация этого, пожалуй, самого амбициозного проекта русской оборонки последних лет к 2011 году – под большим вопросом. И даже не вчерашняя катастрофа тому виной.
На пути истребителя встал – мировой экономический кризис и весь негатив, что с ним связан. Дело в том, что на самой засекреченной производственной площадке - Комсомольском-на-Амуре производственном авиационном объединении" (КнААПО, входит в АКХ Сухой) рабочие очень недовольны материальным положением и даже написали в начале марта 2009 года президенту Медведеву и премьеру Путину жалобу.
По словам официального представителя профкома КнААПО Павла Арсланова, в профком поступило уведомление о массовом сокращении части коллектива в начале марта:
- Под сокращение попадает чуть более тысячи человек. В настоящее время в подразделениях объединения работает комиссия по сокращению. Причина увольнений - сокращение производственной загрузки КнААПО, - сообщил Арсланов.
Ситуацию усложняет трудовой спор, начавшийся еще в прошлом году. Поводом для затяжного противостояния коллектива и заводской администрации стало нежелание топ-менеджмента АХК "Сухой" и руководства КнААПО повышать коллективу зарплату. Сегодня тут платят меньше, чем на другом заводе Сухого - в Иркутске, который 20 февраля показывали президенту Дмитрию Медведеву.
Еще в 1997 году ОКБ компании «Сухой» представило прототип самолёта, получивший рабочий индекс Су-37 и имя «Беркут». Этот истребитель обещал стать первым в мире самолетом вообще и боевым - в частности, имеющим крыло обратной стреловидности. На нескольких последних Московских авиасалонах в Жуковском Су-37 демонстрировал москвичам и иностранцам свои летные качества – выделывал петли, бочки и прочие фигуры высшего пилотажа. Но, увы, дело не довели до конца. Проект был закрыт и самолет теперь используется в качестве летающей лаборатории. Тогда ОКБ приступило к разработке полноценного самолет пятого поколения — ПАК ФА на базе Су – 35.
- Сухой уже вплотную подходит к началу полномасштабных испытаний истребителей нового поколения, - заявил год назад гендиректор АХК Сухой Михаил Погосян. - Программа создания этого самолета выполняется в полном соответствии с графиком. Сегодня ряд новых технологий отрабатываются на самолете Су-35.
Разработка новейшего истребителя пятого поколения осуществляется совместно с Индией. Стоимость проекта - 10 миллиардов долларов. При этом расходы планируется покрывать на паритетных началах. Не так давно аналогичное соглашение о совместной разработке истребителя пятого поколения было подписано и с Бразилией.
В США на «пятое поколение» дали 65 миллиардов
Истребители пятого поколения – одна из острых тем современной гонки вооружений. По мнению летчика-испытателя Михаила Власенко, требования к самолетам этого класса и на Западе, и в России предъявляются примерно одинаковые: многофункциональность, то есть высокая эффективность при поражении воздушных, наземных, надводных и подводных целей; кардинальное уменьшение заметности самолета в радиолокационном и инфракрасном диапазонах; способность осуществлять всеракурсный обстрел целей в ближнем воздушном бою, а также вести многоканальную ракетную стрельбу при ведении боя на большой дальности; автоматизация управления бортовыми информационными и помеховыми системами и пр.
США опередили Россию в области создания истребителя пятого поколения. 15 декабря 2005 года в США вступила в строй первая эскадрилья таких самолетов F-22A «Рэптор». Но эти машины оказались слишком дорогими, и не могут претендовать на массовое производство. Цена каждого F-22 - 140 миллионов долларов, а вся программа стоит 65 миллиардов. Несмотря на астрономическую стоимость, падают и американцы.
Так, чудо самолетостроения и вершина конструкторской и технологической мысли американцев F-22 упал в декабре 2004 года во время испытаний на авиационной базе ВВС Nellis в Неваде. Испытания были приостановлены. Они возобновились вскоре, после тщательного анализа причин катастрофы. Тогда комиссия дала заключение, что «уверена в проекте» и испытания можно продолжать. Но в 26 марта 2009 года разбилась вторая машина в 35 километрах к северо-востоку от военной базы Edwards Air Force Base в пустыне Мохаве. Пилот погиб.
|