Исследователи из Техасского университета утверждают, что анонимность, которую предоставляют пользователям социальные сети, зачастую таковой не является. Несмотря на отсутствие идентифицирующих данных (таких как имена, адреса и т.п.), пользователей "выдаёт" сама структура взаимосвязей между ними.
Свою методику кандидат наук Арвинд Нарайянан (Arvind Narayanan) и его куратор Виталий Шматиков (Vitaly Shmatikov), описывают в работе "Деанонимизация социальных сетей". Суть методики заключается в следующем.
Имеется некая социальная сеть анонимных пользователей и имеется другая сеть, пользователи которой легко идентифицируются. Между пользователями обеих сетей существуют связи, которые также доступны сторонним наблюдателям. Имея в распоряжении лишь эти данные, Нарайянан и Шматиков могут вычислить интернетчиков, которые являются участниками обеих сетей, и, таким образом, идентифицировать "анонимных" юзеров первой сети.
В качестве примера исследователи взяли две крупные социальные сети, Twitter и Flickr, сделали вид, что пользователи первой из них являются анонимными, и применили к ним свою методику. После этого они проверили правильность полученных результатов, что несложно было сделать, поскольку Twitter всё-таки является публичной сетью.
Выяснилось, что треть пользователей, идентификацию которых можно проверить и которые при этом являются членами как Twitter, так и Flickr, опознаются с высокой степенью вероятности. Погрешность составила всего 12%, и это притом что связи между пользователями обеих сетей заметно отличаются (перекрытие составляет менее 15%).
Нарайянан и Шматиков считают, что "в случае с социальными сетями анонимность не является достаточным условием для сохранения прайвэси". Также исследователи отмечают, что не видят никакого технического решения, которое могло бы защитить анонимность пользователей социальных сетей.
|