Оплата услуг мобильной связи, Интернета и ЖКХ через платежные терминалы скоро подорожает. Госдума заставит владельцев автоматов раскрыть государству свои доходы и заплатить с них налоги. Неизбежные финансовые потери «терминальщики», конечно, компенсируют за счет своих клиентов.
Госдума легализовала «железные ящики», упорядочив их работу в рамках отдельного, принятого сегодня в первом чтении, закона «О деятельности по приему платежей физлиц, осуществляемой платежными агентами». До сих пор платежные терминалы жили вне законного поля, руководствуясь нормами Гражданского кодекса. «Это сдерживало развитие новых технологий и осложняло защиту прав потребителей, не говоря уже о злоупотреблениях со стороны самих участников рынка и контролирующих органов», — аргументировал необходимость легализации «железных ящиков» докладчик по проекту, глава думского комитета по финансовому рынку Владислав Резник.
Попытки «загнать» терминалы в правовое поле предпринимались в Госдуме и ранее. Пару лет назад депутаты чуть было не приравняли прием платежей через автоматы к банковским операциям. Поправки притормозили банкиры, которые не пожелали плодить себе конкурентов. Представители банковского сообщества настаивали на другом варианте, по которому владельцы терминалов были обязаны иметь посредника в лице кредитных организаций. Разумеется, не бесплатно — за партнерство с банками терминалы должны были платить. Эта идея также не прошла, поскольку было очевидно, что лишние проценты придется платить не владельцам терминалов, а их клиентам.
По заверениям Резника, новый проект «согласован со всеми заинтересованными участниками». «Кроме того, в нем учтен ряд замечаний, высказанных банковским сообществом, в частности ВТБ и Сбербанком», — добавил глава комитета. Впрочем, уже через пару минут выяснилось, что концепция законопроекта «не нравится» Центробанку. Отстоять позицию этого ведомства вызвался на заседании член думского комитета по финансовому рынку Павел Медведев.
«Этим проектом мы создаем виртуальные банки, которые будут собирать наличность и не поддаваться контролю со стороны государства», — заявил парламентарий. По его словам, только фиксируемый оборот платежей через терминалы ежегодно достигает отметки в 300 млрд рублей. «Эсер» Оксана Дмитриева, чьи коллеги по фракции также проголосовали против изменений, отметила, что в ситуации кризиса ликвидности легализация терминалов «вызовет лишь дополнительный отток средств из банков в некие платежные системы, которые будут проводить банковские операции, но без банковских резервов».
«Центробанк не раз заявлял, что банки не хотят сегодня заниматься 100-рублевыми платежами с каждодневной инкассацией, а теперь, когда мы собрались принимать закон, они вдруг встрепенулись», — поразился несговорчивости банкиров зампред думского комитета по финансовому рынку Денис Волчек. В ответ на возражения оппонентов парламентарий предложил «зачистить» все терминалы из переходов и магазинов, и «тогда выстроятся три очереди плательщиков в кассах «Мегафона» или в один-три банка», не скрывал возмущения Волчек. Принятие закона не противоречит интересам банкиров, да и государства тоже, — убеждал коллег и Владислав Резник.
Первым делом владельцев автоматов заставят уже с 1 июля 2009 года обзавестись контрольно-кассовой техникой и выдавать плательщикам чеки со строгим перечнем реквизитов. А значит, владельцам терминалов не удастся уклониться от уплаты в казну НДС. «Часть денежных средств, поступающих в платежные терминалы, не инкассируется, а используется с целью минимизации налогообложения предприятий и выплаты зарплат, в том числе в конвертах», — пояснил на заседании глава думского комитета по финансовому рынку Владислав Резник.
НДС в размере 18% будет взиматься не с суммы платежа за мобильную связь, Интернет или ЖКХ, а с комиссии, которую потребитель заплатит «железному ящику». Депутаты от оппозиционных фракций в один голос заверили, что владельцы автоматов не упустят случая компенсировать налоговые траты за счет своих же клиентов. В итоге размер комиссии за платеж может вырасти с нынешних 2-5% до 6-7%, предположил один из парламентариев.
Однако авторы законопроекта уверены, что терминалы не станут повышать «тарифы». Резник уверял коллег, что у потребителя останется выбор: платить за услуги через «железные ящики» (а также в кассах супермаркетов) или через банкомат. «В последнем случае НДС взиматься не будет, поскольку для кредитных организаций прием таких платежей — банковская операция», — разъяснил депутат.
Правда, есть и еще один фактор, который наверняка приведет к росту цен на услуги платежных терминалов. Ответственность платежного агента перед поставщиком будет гарантироваться страхованием ответственности или банковской гарантией, продолжил Резник. Так что случаев, подобных тому, что произошел недавно в Мурманске, когда жители города платили за услуги ЖКХ не коммунальным службам, а «железным ящикам», судя по всему, больше не произойдет. По словам Резника, страховка обойдется операторам по приему платежей минимум в 15 млн рублей, а платежному субагенту — 5 млн рублей. «Эта норма введена как компромисс по просьбе крупнейших банков, в том числе Сбербанка и ВТБ», — заметил Резник.
Но депутаты раскритиковали и это предложение. «В результате принятия закона всякой нечисти на нашем рынке только прибавится», — заявил Павел Медведев. В качестве примера он привел деятельность некой фирмы Perfect Money, которая, по его словам, «базируется в Цюрихе, а зарегистрирована почему-то в Панаме». Правда, несмотря на все возражения, сам проект закона Госдума все же приняла — пока в первом чтении.
|