Прошли времена, когда компьютер был неким расходным материалом: сломался – купим новый. Время экономить, а значит – беречь и ремонтировать технику. Где и как починить свой компьютер в столице, рассказывает Алексей Евтушенко.
Поломка компьютера – маленькая трагедия почти для любого человека. Кто-то страдает интернет-зависимостью, кто-то привязан к компьютеру по работе, кто-то боится за свои бесценные документы или уникальную коллекцию порно. Хорошо, если системный блок на гарантии: звоните в сервисный центр и приезжайте туда в удобное для ремонтников время. А если гарантия кончилась или просто потеряны все бумажки, или вообще компьютер собран бог знает из чего? А нужно ли чинить ваш компьютер?
Итак, у вас «сломался компьютер». То есть он или не включается, или не загружает операционную систему, или работает с несовместимыми с работой дефектами (например, хроническое появление «синего экрана смерти»). Что делать?
Обратиться к специалисту. Компьютерно продвинутых людей сейчас много, но ещё больше – считающих себя таковыми (в просторечии – «ламеры»). Организованный же сервис отличается достаточно высокими ценами. Поэтому ориентируйтесь на стоимость компьютера. Если ваш системный блок (без монитора и другой периферии!) стоит от $1000, лучше обращаться в серьёзные компании. Более дешёвые компьютеры целесообразнее доверить знакомым (или, положим, знакомым знакомых). А некоторые компьютеры лучше вообще не чинить. Себе дороже.
Внимание! Особые приметы компьютера, чинить который смысла не имеет: Материнская плата с сокетом 478 или А Видеокарта AGP Оперативная память с разъёмом DDR Был новым 5 или более лет назад
Если выполняется хотя бы одно из этих условий – время покупать новый компьютер. Проблема – как в общем износе, так и в сложности поиска запчастей. Как правило, их можно найти только на рынке б/у комплектующих. Стоят они дорого, а гарантия – чисто условная.
В конце 2008 года средний прайс на профессиональную диагностику и ремонт домашнего компьютера составлял 8–12 тысяч, что, конечно, для среднего пользователя неприемлемо. Притом что принцип открытой архитектуры, заложенный в компьютеры уже очень давно, вроде бы позволяет производить ремонт быстро и недорого. Как ломаются компьютеры
Опыт сервисного центра компании NETLAB показывает, что примерно 50% проблем, с которыми обращаются частные лица, решаются софтверным путём – установкой нужных драйверов, лечением вирусов, переустановкой операционной системы и т.д. Из реально «железных» компонентов самыми уязвимыми оказываются блоки питания (у них к тому же есть дурная привычка «сжигать» и другие компоненты системы), жёсткие диски (содержат подвижные элементы, которые по определению изнашиваются быстрее неподвижных) и материнские платы (наиболее сложные устройства в компьютерах). Видеокарты «горят» уже заметно реже.
Вообще, придирчивый выбор блока питания – лучшая профилактика проблем с оборудованием. Да, хорошо питаться хотите не только вы, но и ваш компьютер. К счастью, последние год-два компьютеры оснащаются более-менее приличными блоками питания, но самые бюджетные модели несут в себе серьёзную угрозу. Качество более-менее гарантируют лишь серьёзные производители: FSP, InWin, Thermaltake, Zalman. Поскольку блоки питания покупают, как правило, в составе корпусов, следует помнить, что корпус за $40 полноценным быть не может – качественный блок питания в рознице обходится минимум в $35–38. Кто чинит компьютеры?
Ремонт компьютеров бывает блочный (замена одной детали на другую, выполняется с помощью отвёртки) и компонентный (ремонт непосредственно деталей, тут без паяльника не обойтись, а часто необходимо профессиональное оборудование). Домашний ремонт в 99,9% случаев – блочный.
Чем отличается серьёзная сервисная компания от продвинутого сына соседки? Любитель может определить, какая деталь неисправна, купить в магазине новую (такую же или аналогичную) и произвести блочную замену. В большинстве ситуаций этого, кстати, вполне достаточно. Но отремонтировать вышедшую из строя видеокарту или, например, материнскую плату любитель не сможет. Другой вопрос, что в бюджетных домашних компьютерах этого и не требуется: ремонт просто будет стоить дороже, чем новая деталь.
Почему блочный ремонт дешевле компонентного? Простой пример. В вашем бюджетном компьютере перестала работать встроенная звуковая карта. Вы можете отнести свою материнскую плату в сервис (лучше авторизованный), и там её починят. Но дешевле и быстрее будет просто купить отдельную звуковую карту, вставляющуюся в слот PCI (если, конечно, у вас есть свободный). Примерная цена вопроса – $20 и $5 соответственно. Разумеется, хороший «звучок» стоит дороже, но если вы раньше пользовались встроенным, вам наверняка всё равно.
Но есть один неприятный секрет: в сервисах тоже чаще всего ограничиваются блочной заменой. Обучить человека работе непосредственно с микросхемами довольно дорого, это могут позволить себе только серьёзные организации – такие как Hewlett Packard, например. Для того чтобы компонентный ремонт был рентабельным, нужны очень высокие цены. Например, починить принтер у HP обойдётся в фиксированную сумму – в зависимости от модели, но вне зависимости от неисправности. Как правило, 80% стоимости такого же, но нового принтера.
Это привело к изобретению такой схемы. Крупные сервисные центры, получив очередной компьютер для ремонта, быстро выполняют блочный ремонт. А неисправные детали оптом, едва ли не на вес, продают небольшим компаниям, занимающимся продажей б/у комплектующих. И уже тамошние специалисты просматривают поступивший хлам: что-то ремонтируют на скорую руку, что-то выбрасывают окончательно.
NB! Ремонт ноутбуков, а также периферии (мониторов, принтеров, сканеров и т.д.) должен производиться только специалистом в авторизованном сервисном центре.
Реальное преимущество крупных центров – в гораздо большем опыте специалистов и в знании ими стандартных проблем. Скажем, в своё время на материнских платах с 865-м чипсетом массово горели южные мосты. Ремонт этот был уже поставлен на поток: по внешнему виду платы специалист сразу определял данную поломку, и проблем с починкой, как правило, не возникало. Несмотря даже на то, что сама по себе поломка достаточно серьёзная, стоимость ремонта была невелика. Частнику потребовалось бы гораздо больше усилий, и денег он тоже взял бы намного больше. Ахтунг – потеря данных!
Из всех возможных проблем, связанных с компьютерами самая болезненная – это утрата данных на жёстком диске. Представляете, если испорчен диск с базой «1С: Бухгалтерия», а резервное копирование не делалось очень давно или никогда? Зачастую системный администратор может решить проблему чисто программным способом, но бывают ситуации, когда без «железных» операций не обойтись. В обоих случаях вы несёте диск специалисту, а через некоторое время получаете его назад, но уже с данными. Просто второй вариант обойдётся в несколько раз дороже.
Восстановление данных – очень популярный, очень прибыльный бизнес, маржа особо нескромных ремонтников может составлять тысячи процентов. Ведь компании, равно как и многие пользователи, готовы заплатить любые деньги за то, чтобы восстановить свои документы. Прибыльность такого бизнеса удобна и для клиентов: как правило, оплата производится только по результату. Если ваши данные не спасли, платить за работу специалистов не придётся.
Нормальная же стоимость спасения данных с физически испорченного диска относительно невелика: 10–15 тысяч рублей за данные, стоимость диска-донора (хороший диск, который разбирают ради того, чтобы вылечить ваш) и стоимость итогового диска, на котором вам возвращают ваши бесценные документы, фильмы, музыку. То есть в итоге получается 15–25 тысяч в худшем случае. На данный момент (март 2009 года) восстановление данных не должно стоить больше. Так работает, к примеру, компания R.Lab, имеющая разветвлённую сеть пунктов приёма.
* * *
Компьютер – это такой домашний любимец, без которого очень трудно представить свою жизнь. Но любимцы обычно живут намного меньше, чем их хозяева. И сколько бы мы – ветеринары с отвёртками – ни лечили ваших питомцев, иногда они умирают. Это не трагедия, это порядок вещей. Желаю вам, чтобы вы пережили ещё много-много своих компьютеров.
|