По оценке Ассоциации «Интернет и Бизнес» (АИБ), объем российского рынка контекстной рекламы в 2008 году составил 330-350 млн. долларов (без НДС). Таким образом, рынок по сравнению с прошлым годом вырос на 60%. Украинский рынок интернет-рекламы в 2008 году снова показал положительную динамику, составив в итоге $20 млн. против 12 млн. в 2007 году, при этом сегмент контекстной рекламы удвоился и достиг $6 млн.
В опубликованном сегодня аналитическом отчете компании «Бегун» отмечается, что российский рынок «контекста» несколько замедлил характерные для него темпы роста: связано это не только со снижением активности рекламодателей в период экономической нестабильности, но и вступлением рынка в пору зрелости. Экономический кризис придал рынку дополнительный импульс развития, который ускорил перетекание в контекстную рекламу рекламных бюджетов из других медиа, в том числе от крупных брендов. Компании, ранее активно инвестировавшие в бренды, стали больше нацелены на быстрый оборот инвестиций, то есть поддержание своего бизнеса прямыми продажами.
Интернет по-прежнему является наиболее быстрорастущим сегментом медиа, и, по оценкам многих экспертов, останется самым стабильным в рекламной индустрии, несмотря на ухудшение конъюнктуры рынка. По оценке Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР), годовой финансовый прирост рынка рекламы на телевидении составил 27% (94 млрд рублей), по печатным СМИ 14% (40,3 млрд рублей), по интернет-рынку 55% (4,5 млрд рублей).
Наиболее пострадавшим сегментом оказалось радио, объем которого впервые за 10 лет сократился по сравнению с предыдущим годом на 6%. Использование рекламодателями старых радиороликов позволило избежать затрат на изготовление новых. Снизилось и число выходов наружной рекламы: уже к концу ноября 2008 года многие рекламные щиты заполнились собственной рекламой outdoor- агентств, в том числе крупнейших.
Если говорить о сегменте интернет-рекламы, то коррекция на этом рынке также произошла, но в большей степени за счет медийной рекламы. Чтобы поддержать рынок, крупные продавцы приняли решение не повышать расценки в 2009 году. При этом, рынок контекстной рекламы по сравнению с прошлым годом вырос на 60%.
В 2008 году темпы роста рынка несколько снизились. Прочие показатели емкости рынка контекста также несколько снижают темпы роста. Так, активная клиентская база системы контекстной рекламы в «Бегун» за 2008 увеличилась на треть в сравнении с предыдущим годом. В 2008 году структура российского рынка контекстной рекламы не претерпела изменений. По оценке АИБ, на долю лидеров отрасли – компаний «Бегун» и «Яндекс» - приходится свыше 90 процентов рынка. Среди других игроков можно выделить Google, увеличивающий активность на рынке, и Rorer.ru, предлагающий рекламодателям только медийные контекстные баннеры.
В 2008 году рынок контекстной рекламы несколько замедлил характерные для него темпы роста: связано это не только со снижением активности рекламодателей в период экономической нестабильности, но также и с тем, что при достигнутых объемах рынок уже физически не может расти на 100%. При этом динамика роста по-прежнему высока: это обусловлено, в первую очередь, увеличением аудитории Рунета.
В 2008 году рост аудитории Рунета ускорился за счет дальнейшего проникновения в регионы. По данным последних исследований Фонда Общественного Мнения (ФОМ), полугодовая и квартальная аудитории Рунета (18+) осенью 2008 года достигли 34,4 и 33,3 млн. чел. соответственно. Месячная и суточная аудитории составили 31,7 и 17,7 млн. чел.
Дополнительный импульс в развитии рынка также придал экономический кризис, который уско- рил перетекание в контекстную рекламу рекламных бюджетов из других медиа, в том числе от крупных брендов. В условиях ухудшения конъюнктуры рынка компании, ранее активно инвестировавшие в бренды, стали больше нацелены на быстрый оборот инвестиций, то есть поддержание своего бизнеса прямыми продажами. Таким образом, для еще большего числа бизнесов повысилась привлекательность контекстной рекламы, обладающей низким порогом входа, мобильностью и прозрачным результатом.
Основными технологическими тенденциями на российском рынке в 2008 году стали проникновение контекстной рекламы в новые среды и дальнейшее развитие поведенческих технологий (в том числе внедрение таргетингов, основанных на социо-демографических параметрах пользователей).
Поведенческое таргетирование основывается, прежде всего, на анализе истории поисковых запросов, маршрутов пользователя в Сети и истории его взаимодействия с рекламой. Использование социо-демографических параметров стало возможным благодаря сотрудничеству с крупными социальными сетями и службами, которые передают сервису обезличенные анонимные анкетные данные пользователей, разрешивших такую операцию. Благодаря этим данным, рекламодатели получили возможность не только эффективнее анализировать рекламные кампании, опираясь на желаемый портрет покупателей, но и выбирать пол аудитории, которой предназначена их реклама.
Второй технологической тенденций является внедрение контекстной рекламы в онлайновое видео. Сегодня многие российские видеосервисы агрегируют колоссальное количество аудитории. Видеоролики размещаются не только на видеохостингах, но и в блогах, социальных сетях и сервисах, на новостных и телевизионных порталах. На фоне возрастания популярности видеохостингов очевиден и интерес компаний к этому явлению, ведь аудитория видеороликов крайне привлекательная для рекламодателей. Поэтому рекламные операторы активно работают над созданием инструментов, которые позволят эффективно размещать рекламу в онлайновом видео.
|