По прогнозам экспертной группы KWENDI, телесмотрение до 2015 года будет снижаться. Однако, по мнению аналитиков, от самого массового из медиа будут отказываться не все категории населения, а только молодежь до 30 лет. «Именно в этом возрасте самый большой процент пользователей Интернета, посетителей кинотеатров, спортклубов. У них просто не остается времени на просмотр телевизора. Однако уже после 30 ситуация меняется, и интерес к телевидению возрастает.«На наш взгляд, Интернет не замещает телевидение, а дополняет его. И если молодежь 18–29 лет предпочитает Интернет, то аудитория после 30 лет и старше «начинает» смотреть ТВ. Для них телевидение — основной источник развлечения. Просто в отличие от персонального компьютера телевизор в доме — это некий «очаг», вокруг которого собирается семья. Представить, что украинская семья через шесть лет будет по вечерам сидеть каждый перед своим монитором, довольно сложно», — утверждает Светлана Калинина, партнер экспертной группы KWENDI по направлению «медиааудит»
Еще в 1980-х американский социолог и футуролог Элвин Тоффлер зафиксировал явление, которое назвал «демассификацией массмедиа». Массовую аудиторию, по его наблюдениям, теряют не только традиционные пресса и радио, но и, казалось бы, самый массово потребляемый продукт — телевидение. Часть телеаудитории рассеивается по маленьким кабельным каналам, в то время как гиганты телевещания — три основные сети США — теряют зрителей. Другая часть переходит на альтернативные способы развлечься. Сегодня у телевидения появилось больше конкурентов — 3D-кинотеатры, Интернет, видеоигры, DVD-плееры, мобильные телефоны. Американские исследователи подсчитали, что телевидение потеряло приблизительно 10 % зрителей в возрасте от 18 до 34 лет. Безусловно, консервативная часть населения остается возле экранов, но и она предпочитает нишевые каналы универсальным. А люди состоятельные и любящие модные новшества заказывают услугу Triple Play, где телевизор играет роль мультифункционального устройства, с помощью которого можно и в Интернет выйти, и по телефону поговорить, и использовать в качестве игрового устройства, и т.д. Или управляют с помощью «голубого экрана» «умным домом».
СОГЛАСНО международным соглашениям Украина до 2015 года должна перейти на цифровое вещание и полностью отказаться от аналогового. Процесс перехода уже начался, правда, занимается этим не государство, которое подписывало соглашения, а частные компании. «Это все же результат работы частного бизнеса, который заинтересован в том, чтобы предоставить зрителю востребованную и качественную услугу и потому готов инвестировать в широкомасштабное информирование и в развитие этой услуги. Что же касается государственной программы перехода наземного телевидения (то есть перехода на стандарт DVB-T) в масштабах всей страны, то для нормального поэтапного внедрения процесс никак не организуется. А ведь все те страны, которые уже успешно осуществили переход, уделяют наибольшее внимание именно четкой организации работы и прозрачному управлению процессом», — считает Алина Сигда, руководитель PR отдела компании «Воля».
Несмотря на это, кабельщики уверены, что сроки перехода на «цифру» вполне реальны. Когда этот переход все-таки случится, то вопрос технического покрытия, наконец-то, утратит свою актуальность. И сегодняшние лидеры телеэфира, часто получающие высокие рейтинги не за счет качественного наполнения, а за счет хорошего покрытия, будут вынуждены очень стараться, чтобы удержать первенство. Тогда, наконец, актуализируется вопрос программного продукта.
По информации компании «Воля», за последние полгода-год в Украине появилось около 15–20 спутниково-кабельных каналов. Зачастую эти каналы узкопрофильные (нишевые), и они потихоньку уже начали отъедать у общенациональных каналов аудиторию. Правда, пока нишевые каналы не в фаворе у рекламодателей из-за проблем с покрытием и с измерениями. Да и программный продукт у них зачастую не оригинальный или не лучшего качества. Но опыт западных телевизионщиков показывает, что при желании и финансовых вливаниях нишевый канал может стать достойным конкурентом каналам универсальным.
«Узкая специализация, профилирование, более узкое форматирование канала — это путь, проверенный всеми странами, там, где медиа, это бизнес. Мне кажется правильным, когда канал себя четко позиционирует, знает свою аудиторию, а не хочет угодить всем», — говорит Татьяна Лебедева, член Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания, почетный президент Независимой ассоциации вещателей.
Останутся ли в фаворе у зрителя нынешние лидеры телеэфира «Интер» и «1+1»? Возможно, им придется серьезно пересмотреть свою концепцию, для того чтобы удержать зрителя. Либо найти свою нишу или заполнить эфир абсолютными хитами. Поскольку свой главный аргумент — покрытие — они утратят. И если у зрителя будет возможность «голосовать кнопкой», то высокая конкуренция заставит наших телевизионщиков выйти на более высокий уровень профессионализма.
С другой стороны, до сих пор не понятно, каким образом будет формироваться пакет каналов, доступных зрителям, какие каналы станут платными, какой будет их цена. «Если мы говорим о государственной программе перехода наземного телевидения на цифровой формат, то на сегодня никто не сможет сказать, по какому принципу будет обеспечен доступ к этим программам зрителю, поскольку вообще не понятен принцип формирования пакетов. Кроме чисто технических вопросов, есть еще совершенно концептуальные: что получит в итоге зритель и каким образом будут регулироваться взаимоотношения с правообладателями каналов?» — спрашивает Алина Сигда.
Пока ответа на этот вопрос нет. Если в решении этой проблемы будут использоваться привычные для Украины коррупционные схемы, то тогда телеканалы смогут, как обычно, не напрягаясь, продолжать забивать свой эфир второсортным дешевым продуктом. А зрители будут по-прежнему покупать спутниковые антенны или смотреть хорошее кино по DVD.
|