Интервью у Оксаны ФЕРЧУК, генерального директора компании «ВИЖН ТВ» Viasat Украина.
Большинство украинцев сегодня, как и десять лет назад, пользуется услугами так называемого аналогового телевидения. Впрочем, в последнее время на первенство начал претендовать «кабель», в то время как за границей, согласно оценкам специалистов, все больше зрителей отдают предпочтение уже следующей технологической ступеньке — спутниковому телевидению, которое европейцы называют DTH (direct-to-home). Эта технология имеет ряд преимуществ с точки зрения качества изображения и предлагаемого контента. Обо всем, что связано со супутниковым телевидением и перспективами его развития в нашей стране «День» расспрашивал у Оксаны ФЕРЧУК, генерального директора компании «ВИЖН ТВ», первого лицензированного оператора международного спутникового телевидения Viasat в Украине.
— Пани Оксана, давайте начнем, так сказать, с азов. Чем спутниковое телевидение качественно отличается от аналогового и кабельного? Зачем украинцам «тарелка», ведь часто приходится слышать, мол, 100 каналов, а смотреть все равно нечего. И почему они в конечном счете должны за это платить?
— Около 90% населения Украины пользуются услугами телевидения в аналоговом виде. Это подразумевает определенное качество сигнала, к которому люди более-менее привыкли. Но телевидение уже перешло на следующий уровень развития — цифровой. Цифровое телевидение постепенно приходит в Украину, замещая менее качественный аналоговый сигнал. Например, в Англии или Швеции 80—90% телезрителей используют цифровое телевидение, остальные — аналоговое, но и они рано или поздно также перейдут в цифровой сегмент. Для зрителей спутниковое телевидение (которое базируется именно на цифровом сигнале) значит лучшее качество и интересные дополнительные услуги.
— Например?
— Есть услуга «pay per view», которая предусматривает возможность смотреть те телепрограммы и фильмы, которые хочет клиент, и тогда, когда ему удобно. Хотя для Украины это будет доступно пока что только в будущем, но цифровое телевидение дает значительно больше возможностей для клиента, чем аналоговое. Поэтому все страны идут в этом направлении и мы там также будем. Кроме того, в цифровом виде мы имеем доступ к значительно большему количеству каналов. Их действительно сотни. Но каналы, которые входят в пакеты «Viasat» — не случайны, это специальные каналы, которые отобраны для нашей аудитории и имеют украинский или русский перевод, либо субтитры. Идея большого количества каналов заключается не в том, чтобы потребитель мог смотреть их все, а в том, чтобы он имел выбор и нашел тот уникальный контент, который нужен именно ему.
— Какими критериями подбора контента руководствуется оператор при формировании пакетов?
— Во-первых, мы смотрим на опыт других стран, которые уже прошли тот путь, по которому мы сегодня только собираемся идти. Есть страны, в которых работают несколько операторов спутникового телевидения, они уже знают, какие категории клиентов заинтересованы в каком контенте. Мы изучаем их статистику, и смотрим, каким образом они пакетируют контент. Следующий шаг — это измерение нашей аудитории — потенциальной и существующей, и ее вкусов.
— А какие критерии должен учитывать клиент, выбирая оператора спутниковой связи?
— Прежде всего клиент всегда смотрит на перечень каналов. Во-вторых, люди очень серьезно относятся к сервису: как заплатить, где купить, кому задать вопросы и как можно быстро получить ответ. Это все составляет комплекс под названием «обслуживание», и, кстати, это огромное преимущество нашей компании, потому что те клиенты, которые пользуются услугами спутникового телевидения бесплатно, не имеют этой поддержки. Люди заинтересованы в том, чтобы продукт было удобно купить, чтобы цена была адекватной тому, что они получают, и, безусловно, качество.
— В своих интервью представители вашей компании говорили о том, что в плане спутникового вещания Украина — последний большой незанятый рынок в Европе. Каковы ваши прогнозы относительно дальнейшего развития этого рынка?
— Прогнозы очень позитивные. Мы здесь снова-таки опираемся на опыт соседних стран. В странах Центральной и Восточной Европы в среднем 20—25% потребителей приходят к спутниковому платному телевидению. Они не хотят смотреть рекламу, а стремятся видеть на экране только то, что им интересно. Наша страна насчитывает 46 миллионов населения, которое традиционно любит телевидение (у нас его смотрит почти каждый). И ввиду того, что в Украине до сих пор существуют проблемы с распространением аналогового сигнала (тогда как в случае спутника — это 100% покрытие территории страны), мы можем говорить о потенциальной аудитории спутникового телевидения в несколько миллионов клиентов. Это большой рынок.
— Вы занимались изучением вкусов аудитории. Судя по тому, что предлагают ей крупные общенациональные каналы, она тяготеет к «желтизне». Исходя из результатов ваших исследований, есть ли у зрителей спрос на, к примеру, познавательные программы?
— По этому случаю у меня есть личное мнение. Оно заключается в том, что задача медиа, журналистики и телевидения — в том числе просветительская. Мы должны заниматься развитием людей. Если мы будем предоставлять им выбор: «желтый» или качественный контент, все больше зрителей будут переходить на качественный. Поэтому я думаю, что наша цель — показывать людям наилучший продукт, делать его доступным, локализованным и интересным. История развития платного телевидения подтверждает этот тезис. Все операторы начинали с ситуации, когда были общенациональные каналы, которые предоставляли средний продукт, а платное телевидение всегда давало более эксклюзивный интересный контент. И люди постепенно деньгами «голосовали» за качество. Согласно нашему опросу потенциальных клиентов, аудиторию интересуют новости (я думаю, это специфика нашей страны), фильмы, познавательные каналы и спорт.
— Как распространение спутникового телевидения повлияет на украинские телеканалы? Станет ли телерынок действительно более нишевым? То есть преимущественно будут существовать не каналы-гиганты, которые пытаются удовлетворить потребности всех категорий зрителей, а те, которые ориентируются на конкретную группу.
— Были времена, когда существовало два-три основных канала, которые имели большую долю и замечательно чувствовали себя на рынке. Потом пришли каналы «второй группы», они сделали определенную сегментацию, пока что очень легкую, и отвоевали большую часть телезрителей. Более того, они отвоевали более молодую и обеспеченную категорию телезрителей. Рынок двигается в этом направлении. Если есть различные вкусы, понятно, что для них можно предложить различный контент. Это значит, что большие монстры будут делиться своей долей, либо предлагать свои новые проекты, которые будут удовлетворять потребности этих более узких сегментов и, таким образом, будет развиваться весь рынок.
— Когда мы увидим украинский локальный канал Viasat, появление которого уже анонсировалось? Каким он будет?
— Развитие локального контента — одно из логических направлений развития оператора спутникового телевидения. Но на сегодняшний день мы не можем его прокомментировать, потому, что у нас еще нет детальных планов.
— В завершение — об актуальном — экономический кризис. Как он повлияет на развитие спутникового телевидения? Замедлились ли темпы роста количества абонентов?
— У нас очень долго продолжалась работа по подготовке к этому сезону. Осень и рождественский период — это очень хороший момент для подключения. Мы видим рост и очень по этому поводу радуемся. Декабрь должен быть еще более интересным. Если говорить о кризисе, то он, безусловно, повлияет на страну, и на все, что в ней происходит, но мы считаем, что интересное телевидение на этом непростом этапе наоборот может предложить человеку те интересные вещи, для которых место в жизни все равно отыщется.
Из Интервью Украинской газеты «День»
|